Экспериментальный экраноплан АДП-05 «Орфей».
Разработчик: А.Н.Панченков
Страна: СССР
Первый полет: 1975 г.
Весной 1971 года начали проектирование и подготовку к постройке на Иркутском авиазаводе «большого экраноплана» АДП-05 с пассажирской кабиной. В этих работах активное участие принимали студенты, имена которых впоследствии станут известны многим поколениям авиаторов из Иркутского «политеха»: К.Попов, А.Стерхов, Б.Чиняков, В.Буляткин, Б.Пономарев, В.Мещеряков. В том году они заканчивали институт и чтобы не потерять перспективные кадры, Панченков при поддержке ректоров ИПИ и ИГУ, организовал Межвузовскую лабораторию по околоэкранной аэродинамике под эгидой Сибирского энергетического института Сибирского отделения Академии наук СССР.
На выделенной авиазаводом территории начали сборку первого варианта АДП-05. Аппарат представлял собой несущую платформу, напоминавшую катамаран из двух АДП-04 и установленной в центре 8-местной пассажирской кабины от аэросаней Ка-30 с мотором АИ-14РС (260 л.с.). Параллельно продолжали испытания буксируемых моделей АДП-05, по результатам которых конструкция непрерывно дорабатывалась.
Экраноплан АДП-05″Орфей» с кабиной от аэросаней.
В 1971 году произошло событие, которое, по оценке В.В.Суржика «…нанесло глубочайший вред экранопла иному движению». Один из маститых московских профессоров опубликовал статью, где обобщил теории полета для аппаратов различных схем и вынес категорический вердикт — «утка» вблизи экрана в принципе неустойчива и быть устойчивой не может. Авторитет этого «аэродинамического корифея» привел к тому, что практически все советские и зарубежные разработчики экранопланов перешли на классические самолетные схемы и «летающие крылья». Однако в группе Панченкоеа помнили полушутливую мудрость, известную многим авиационным инженерам: «Размеры крыльев жука недостаточны для его полетной массы, жук этого не знает и летает только поэтому!»
В Иркутске упорно продолжали заниматься «аэродинамической ересью» и мало того, результаты исследований начали публиковать в регулярно выпускаемом сборнике научных статей «Асимптотические методы в теории систем». Практические результаты испытаний предшествующих моделей и АДП-04 доказывали: экранопланы-«утки» перспективны, они изо всех схем обладают наилучшей самостабилизацией, а неустойчивы только при определенных условиях.
Несмотря на помотць завода, сборка АДП-05 затянулась до 1975 года. Понимая необходимость собственного «угла», А.Н.Панченков уже в 1973 году начал создание экспериментальной базы для изготовления и испытаний опытных моделей и сборки самих экранопланов. Ее сооружали в районе Балаганска на месте недостроенного и заброшенного водозабора на берету Братского моря. Своими силами возвели ангар, построили столовую, жилье, баню, сжлад, механическую и сборочную мастерские, установили оборудование, провели электричество и сжатый воздух.
В 1975 году сюда перевезли АДП-05. Последовало еще 5 лет «достроек и перестроек», пока АДП-05, переименованный в «Орфей», вывели на испытания. Уже первые полеты показали, что машине необходима переделка — громоздкая кабина от аэросаней создавала слишком большое сопротивление. Тогда на аппарат установили носовую часть фюзеляжа самолета Як-18 с мотоустановкой, но до испытаний дело не дошло — дежурный студент по халатности оставил без присмотра включенный отопитель и кабина загорелась. Спасти смогли только платформу «Орфея». Прошло еще время, пока удалось достать «салон» от Як-12, смонтировать на нем аварийные системы пожаротушения и выброса тормозного парашюта. В этом варианте экраноплан летал до 1985 года, хотя и не без поломок и аварий, но вполне удачно, постоянно совершенствуясь, и на Восточно-Сибирской студии кинохроники о нем создали рекламный фильм.
Экраноплан АДП-05″Орфей» с кабиной от Як-12.
О том, что было дальше, вспоминает с грустью К.Б.Попов: «В 1983 году Панченков уехал в Горький, а здесь испытания велись уже под руководством Ю.Ф.Орлова, насколько позволяли финансы. А их практически не было — все доработки велись на энтузиазме. Вот люди получали зарплату — кто младших научных сотрудников — 120-140 рублей, кто преподавательскую — все и уходило… Но до бесконечности это же не могло продолжаться! Испытания не были завершены, потому что финансирование закончилось вовсе — в стране началась «перестройка»… «Орфей» был законсервирован. Денег в Академии наук не оказалось не только для доводки, но даже для хранения. В результате сторожа разбежались, все мастерские, все материалы и сам аппарат были разворованы местными жителями, и сейчас там пустырь.»
Впрочем, имеется информация, что остатки «Орфея» все же были вывезены из Балаганска и до сих пор хранятся на закрытой территории Иркутского вычислительного центра.
.
.
Список источников:
«Авиация и время» 2006-03. Сергей Вахрушев. От стариц Днепра до берегов Байкала.