Экспериментальный экраноплан ЭЛА-13.

Разработчик: Студенческое КБ КнАПИ
Страна: СССР
Первый полет: 1978 г.

В 1976 году студенты-дипломники КнАПИ И.В.Чепурных, В.Г.Макаров, Н.Н.Надеждкин и В.Г.Носов, разрабатывая свой проект пассажирского гидросамолета, решили исследовать влияние эффекта экрана на улучшение взлетно-посадочных характеристик самолета. В 1977 году они приступили к строительству простейшего по конструкции аппарата, который мог бы служить «летающим стендом» для этих исследований — ЭЛА-13.

Аппарат спроектировали и изготовили за довольно короткое время (меньше чем за год). Его несущий фюзеляж имел прямоугольную форму. В передней части фюзеляжа располагалась открытая кабина с носовым обтекателем, за которой на мотораме был установлен двигатель с толкающим воздушным винтом диаметром 1,6 м. За задней кромкой центроплана, на силовой балке установили Т-образное хвостовое оперение, стабилизатор которого усилили подкосами. По боковым кромкам фюзеляжа монтировались два поплавка, поддерживаемые трубчатыми подкосами. Поплавки имели простейшую гидродинамическую форму с плоским днищем.

К фюзеляжу в средней его части крепились две консоли крыла, имевшие элероны, которые были выполнены комбинированными и работали как закрылки, отклоняясь синхронно с рулем высоты. Таким образом обеспечивалась работа системы непосредственного управления подъемной силой крыла, которая хорошо зарекомендовала себя в процессе полетов ЭЛА-13. По концам консолей имелись концевые шайбы, развитые вниз для уменьшения индивидуального сопротивления крыла.

Испытания ЭЛА-13 проводились в июле 1978 года на реке Амур недалеко от Комсомольска-на-Амуре. Испытывал аппарат В.Г.Носов. После пробежки и рулений, на которых ЭЛА-13 показал хорошую устойчивость и управляемость, было решено произвести взлет. Однако из-за задней центровки взлет получился с кабрированием и при грубой посадке произошла авария (поломка консоли с элероном и поплавка). Ремонт занял 2 дня. Но и последующие испытания показали, что аппарат требует доработки, которая была проведена зимой 1978 года.

В модифицированном образце, который получил наименование ЭЛА-13М, было увеличено водоизмещение поплавков в носовой части, обеспечено смещение центровки вперед и увеличена тяга винта. Кроме того, перед кабиной поставили обтекатель с ветровым стеклом, а элероны выполнили из пластика. Был тщательно подобран воздушный винт. При диаметре 1,6 м он стал развивать статическую тягу 100 кг. Взлетная масса модифицированного аппарата увеличилась до 270 кг.

В июле 1979 года ЭЛА-13М испытывался на Амуре (пилот-испытатель В.Г.Носов). Испытания прошли успешно. Экраноплан 32 раза поднимался в воздух, показав хорошую устойчивость и управляемость на различных режимах полета вблизи опорной поверхности и вдали от нее. Все заданные режимы полета были исследованы, К сожалению, авария аппарата (поломка поплавка при посадке) не позволила выполнить программу испытаний в полном объеме.

Экраноплан ЭЛА-13 на испытаниях.

Экраноплан ЭЛА-13М на испытаниях.

Экраноплан ЭЛА-13М на испытаниях.

.

.
Список источников:
Г.Ф.Петров. Гидросамолеты и экранопланы России.
«Техника и вооружение» 2008-01. Павел Качур. Экранопланы. Прошлое, настоящее, будущее.