Экспериментальный экраноплан ЭС-2 «Шмель».

Разработчик: ЦЛСТ, Е.П.Грунин
Страна: СССР
Первый полет: 1974 г.

В 1974 году группой молодых специалистов Центральной лаборатории спасательной техники (ЦЛСТ) отделения общества спасения утопающих на воде при ЦК ДОССАФ РСФСР, под руководством Е.П.Грунина был разработан экраноплан ЭС-2 «Шмель», предназначенный для исследования аэродинамических характеристик гибкого крыла и изучения его устойчивости и управляемости при движении над опорной поверхностью. За основу конструкции взяли популярный чехословацкий двухместный планер L-13 «Blanik» при сохранении управления, хвостового оперения и шасси. Двигатель зарубежного производства заменили отечественным. На узлах крепления снятого крыла планера закрепили новое крыло с жесткой профилированной передней кромкой и гибкой несущей поверхностью из двух слоев прорезиненной ткани.

Испытания ЭС-2 проводились пилотом В.А.Губиным в Люберцах под Москвой. Они показали удовлетворительную устойчивость и управляемость. Полученные аэродинамические характеристики также можно считать достаточно высокими.

Для возможности сравнения аэродинамических характеристик гибкого л жесткого крыльев малого удли нения в 1975 году в МВТУ им. Н.Э.Баумана совместно с ЦЛСТ был изготовлен экраноплан ЭС-2М. Проект и конструкция этого образца были разработаны Ю.В.Макаровым. ЭС-2М имел цельнометаллическую конструкцию. Фюзеляж и хвостовое оперение также взяли от планера L-13 «Blanik» с доработками, которые касались установки двух дополнительных шпангоутов под мотораму и для крепления двух лонжеронов крыла. Кроме того, полностью изменили и значительно упростили центральный узел управления планером.

Благодаря тонкому с незначительной кривизной профилю, а также чистому крылу и узкому фюзеляжу, этот экраноплан имел лучшие, чем у ЭС-2, аэродинамические характеристики. При хороших летно-технических данных ЭС-2М обладал большей устойчивостью, чем его предшественник, но несколько «инертной» по сравнению с ним управляемостью, что значительно упростило технику пилотирования.

Испытания ЭС-2М проводились летом 1976 года под Москвой в районе Купавны. После испытаний экраноплан экспонировался в 1976 году на ВДНХ. По результатам успешных испытаний ЭС-2М были сделаны проработки конструкций других экранопланов на базе самолетов, которые в ГВФ подлежали снятию с эксплуатации (Як-12, Ли-2), а также самолетов Ан-2 и Бе-12.

ЛТХ:

Тип: ЭС-2 / ЭС-2М
Длина, м: 8,4 / 8,4
Размах, м:7,3 / 9,0
Вес, кг:
-пустой: 260 / 310
-взлетный: 500 / 560
Площадь крыла, м: 19,2 / 20,0
Двигатель: 1 х ПД М-63 / 1 х ПД М-63
-мощность, л.с.: 1 х 32 / 1 х 32
Высота полета на экране, м: 2 / 3
Скорость, км/ч
-максимальная: 80 / 120
-посадочная: 60 / 52
Экипаж, чел: 2 / 2.

Экраноплан ЭС-2 «Шмель».

Экраноплан ЭС-2 «Шмель».

Экраноплан ЭС-2 «Шмель».

ЭС-2М в полете над экраном при буксировочных испытаниях.

Экраноплан ЭС-2 «Шмель». Рисунок.

Экраноплан ЭС-2 «Шмель». Рисунок.

Экраноплан ЭС-2. Схема.

Экраноплан ЭС-2М. Схема.

.

.
Список источников:
Г.Ф.Петров. Гидросамолеты и экранопланы России.
«Техника и вооружение» 2008-01. Павел Качур. Экранопланы. Прошлое, настоящее, будущее.
Материалы сайта «Ассоциация Экспериментальной Авиации».