Экспериментальный экраноплан T-501.
Разработчик: Грунин
Страна: СССР
Первый полет: 1982 г.
В 1976 году на Калининградской станции юных техников (под Москвой) Е.П.Грунин организовал группу энтузиастов-авиаконструкторов, которая с 1976-го по 1983 год работала над созданием легкого двухместного экраноплана Т-501.
За основу конструкции Т-501 Е.П.Грунин взял планер L-13 «Бланик», фюзеляж которого был существенно доработан. Передней, нижней и хвостовой части фюзеляжа придали гидродинамические обводы (глиссирующей лодки с реданом). Стабилизатор перенесли на вершину киля, оперение стало Т-образным. Двухместная кабина и силовая часть фюзеляжа остались без изменений. Крыло имело треугольную форму в плане с обратным V по передней кромке. Т-501 рассчитывался на установку двух двигателей. На Т-501 над центропланом на горизонтальной балке сверху фюзеляжа установили два мотора «Нептун-23» общей мощностью 46 л.с. с винтами диаметром 0,98 м. Значительную часть расчетных и конструкторских работ выполнили студенты Московского института инженеров гражданской авиации (МИИГА).
Испытания Т-501 начались в 1982 году и проводились на Пироговском водохранилище под Москвой. Испытания показали, что тяги двух двигателей недостаточно. После этого на экраноплан был установлен турбостартер ТС-21, развивавший стартовую тягу 240 кгс. Испытания Т-501 с турбостартером проводились в 1983 году. Но этот аппарат и не смог подняться в воздух из-за неудовлетворительных гидродинамических обводов корпуса лодки. Кроме того, аэродинамическая компоновка аппарата оказалась не совсем удачной.
ЛТХ:
Модификация: Т-501
Размах крыла, м: 9,00
Длина, м: 8,80
Площадь крыла, м2: 17,00
Вес, кг
-пустой: 580
-взлетный: 660
Тип двигателя: 1 х ПД «Нептун-23»
-мощность, л.с.: 1 х 23
Макс. скорость, км/ч:
Крейсерская скорость, км/ч: —
Практическая дальность, км: —
Высота полета на экране, м: —
Экипаж, чел: 2.
Экраноплан Т-501.
Экраноплан Т-501.
Экраноплан Т-501.
Вариант Т-501 с двумя двигателями.
Т-501. Схема.
.
.
Список источников:
Г.Ф.Петров. Гидросамолеты и экранопланы России.
«Техника и вооружение» 2008-01. Павел Качур. Экранопланы. Прошлое, настоящее, будущее.
Материалы сайта «Ассоциация Экспериментальной Авиации».