Легкий многоцелевой экраноплан «Волга-2» (СМ-10).

Разработчик: Р.Е.Алексеев, В.А.Дементьев
Страна: СССР
Первый полет: 1984 г.

Проект этого судна (гл. конструктор — Р.Е.Алексеев, зам. гл. конструктора — В.А.Дементьев) разрабатывался с середины 1978 года. «Волгу-2» заложили на Балахнинском филиале ЦКБ
по СПК в декабре 1979 года. Этот экраноплан Алексеев собирался показать в Москве гостям летних Олимпийских игр 1980 года.

СДВП «Волга-2» имеет корпус (фюзеляж) обтекаемой формы, оснащенный воздушным крылом с удлинением около 1, вертикальным и горизонтальным стабилизаторами с рулями направления и тангажа. Основные конструкционные материалы — сплавы АМг61 и Д16. Катер оборудован воздушно-амортизирующим устройством (ВАУ), которое представляет собой надувные пневмобаллоны — поплавки, установленные снизу на корпусе и боковых скегах. ВАУ позволяет эксплуатировать «Волгу-2» круглый год над водой, снегом и льдом, выйдя на берег, принимать пассажиров. На нем установлены двигатели 2 «ВАЗ-413» мощностью по 140 л.с., движители — воздушные винты в кольцевых насадках, расход топлива — 30 л/час автомобильного бензина АИ-92. Перевозит восемь пассажиров; запас топлива в 170 кг обеспечивает дальность хода 400-500 км в зависимости от вида поверхности. Способен выходить с воды на берег при уклоне до 5°, двигаться по относительно ровному берегу с любым видом поверхности на скоростях вплоть до «экранных» и сходить с берега на воду.

Умер Р.Е.Алексеев неожиданно для всех 9 февраля 1980 года, прожив чуть более 63 лет. Экранопланы СМ-9 и «Волга-2» были последними в его насыщенной творчеством жизни.

Главным конструктором экраноплана «Волга-2» в марте 1980 года был назначен В.В.Соколов. Сборка опытного катера СМ-10 была закончена в 1984 году. Тогда же начаты его ходовые испытания. Они проводились четыре года на Теплом озере близ Балахны, а затем на Горьковском водохранилище летчиками-испытателями В.Н.Байдураевым и В.И.Калинкиным и подтвердили основное качество нового экраноплана: он управлялся на всех режимах движения «по-катерному» — без использования руля высоты, т.е. был доступен в управлении судоводительскому составу и не требовал летной подготовки. Это открывало дорогу для внедрения аналогичных большеразмерных судов в систему речного и морского транспорта. На Нижегородском авиастроительном заводе «Сокол» была выпущена установочная партия первого в мире пассажирского катера-экраноплана «Волга-2» в количестве 10 ед.

Испытатели убедились также в том, что это хорошее средство для скоростных круглогодичных перевозок пассажиров и грузов по рекам, озерам, пресноводным водохранилищам в районах
с умеренным климатом в светлое время суток. Спасательный экраноплан может также использоваться как почтовый и патрульный.

В 1993-1995 годах машина неоднократно выставлялась на различных российских и международных выставках. Особенно успешным оказался показ «Волги» на Международной выставке «Лима-95» (Малайзия), по результатам которой было решено разработать специальную модификацию этого катера в морском тропическом варианте. На Всемирном салоне изобретений «Брюссель-Эврика-95» «Волга-2» удостоилась золотой медали.

Из-за малой осадки и наличия динамической воздушной подушки «Волга-2» может использоваться на мелких водоемах и заболоченной местности. В 1997 году мэрия Сыктывкара заказала 20 таких экранопланов для использования в качестве воздушного такси на озерах, расположенных вокруг этого города. Учитывая подобный спрос, в 1998 году в Российском речном регистре (Верхне-Волжская инспекция) рассматривалась региональная программа создания коммерческих экранопланов в Архангельской области. Предполагается начать производство на Лимендском судостроительном заводе коммерческих экранопланов типа «Пинега» на базе катеров-экранопланов «Волга-2».

ЛТХ:

Модификация: «Волга-2»
Размах крыла, м: 8,00
Длина, м: 11,00
Высота, м: 3,00
Площадь крыла, м2: —
Масса, кг
-пустого: 1950
-взлетная: 2950
Двигатель: 2 х ПД ЗМЗ-406
-мощность, л.с.: 2 х 150
Макс. скорость, км/ч: 150
Практическая дальность, км: 110
Высота полета на экране, м: 0,5-0,8
Мореходность, баллов: 5-6
Экипаж, чел: 1
Полезная нагрузка: 8 пассажиров или 800 кг груза.

Экраноплан «Волга-2».

Экраноплан «Волга-2».

Экраноплан «Волга-2».

Экраноплан «Волга-2» на территории НГТУ им. Р.Е.Алексеева.

Экраноплан «Волга-2» на территории НГТУ им. Р.Е.Алексеева.

Экраноплан «Волга-2» на территории НГТУ им. Р.Е.Алексеева.

Экраноплан «Волга-2» на территории НГТУ им. Р.Е.Алексеева.

Экраноплан «Волга-2» на территории НГТУ им. Р.Е.Алексеева.

.

.
Список источников:
Летательные аппараты нетрадиционных схем. Экранопланы.
ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р.Е.Алексеева. Экраноплан Волга-2.
«Техника и вооружение» 2008-01. Павел Качур. Экранопланы. Прошлое, настоящее, будущее.