Учебно-тренировочный экраноплан УТ-1.

Разработчик: Алексеев
Страна: СССР
Первый полет: 1967 г.

Поскольку в середине 60-х годов в ЦКБ по СПК увеличился объем работ по экранопланам, потребовались новые пилоты. Было принято решение построить одноместный учебно-тренировочный экраноплан (УТ-1) с силовой установкой М-332 мощностью 150 л.с. В программу обучения входили тренировки на всех режимах движения: разбег и отрыв от поверхности, полет над опорной поверхностью, посадка на воду и на заснеженную равнину. Испытывались и внеэкранные режимы движения — полеты по-самолетному. На нем впервые в 1969 году для улучшения мореходных качеств было установлено лыжно-амортизирующее устройство (ЛАУ). Главным конструктором, как всегда, был Р.Е.Алексеев, ведущими конструкторами — С.А.Васильев, затем Э.В.Васильев.

Выбор компоновки экраноплана УТ-1 проводился в соответствии с «Техническим заданием на проектирование» из нескольких предложенных к рассмотрению вариантов на основании результатов испытаний на треке, в аэродинамической трубе, буксируемых за катером моделей. Компоновка УТ-1 — самолетная, без поддува, с основным несущим крылом, работающим вблизи поверхности, и малонагруженным стабилизатором на киле (вне зоны влияния экрана), двигатель с тянущим воздушным винтом был расположен сверху корпуса на ферменной мотораме. На нем впервые установили лыжно-амортизирующее устройство (ЛАУ). На машине выполнялись не только учебно-тренировочные полеты, но и испытания внеэкранных режимов движения — полеты по-самолетному.

Результаты экспериментов внедрили в технические решения на новом учебном экраноплане «Стриж».

УТ-1 выполнил первый полет на Горьковском море в октябре 1967 года. Экраноплан проходил наладочные испытания в феврале-мае 1968 года, в ходе которых исследовались вопросы взлета и посадки со льда, снега и поверхности воды. Подтвердилась возможность нахождения аппарата на плаву при волнении без заливания водой его жизненно важных элементов. Первые полеты показали, что в эксплуатационном диапазоне центровок при достаточной продольной статической устойчивости на всех режимах УТ-1 обладает хорошей боковой устойчивостью. По оценке пилотов, управление экранопланом было простое, а его характеристики вполне удовлетворяли техническому заданию.

На нем прошли обучение более 20 пилотов.

ЛТХ:

Модификация: УТ-1
Длина, м: 9,80
Размах крыла, м: 5,40
Высота, м: 2,00
-пустого снаряженного: —
-максимальная взлетная: 700
Тип двигателя: 1 х ПД М-332
-мощность, л.с.: 1 х 150
Максимальная скорость, км/ч: 150
Крейсерская скорость, км/ч: 120
Высота полета на экране, м: —
Экипаж, чел: 2.

Экраноплан УТ-1.

Экраноплан УТ-1.

Экраноплан УТ-1.

Экраноплан УТ-1.

Экраноплан УТ-1. Схема.

.

.
Список источников:
Г.Ф.Петров. Гидросамолеты и экранопланы России.
Анатолий Матвеев. Служение скорости. О создателе судов на подводных крыльях и экранопланов Р.Е.Алексееве (1916-1980 гг.).
Журнал «Техника и вооружение» 2007 05. Павел Качур. Конструктор крылатых кораблей.