Ударный экраноплан-ракетоносец «Лунь» (проект 903).

Разработчик: Алексеев
Страна: СССР
Первый полет: 1987 г.

Разработка проекта экраноплана велась с начала 70-х годов на основе конструкции и аэродинамической компоновки экраноплана «КМ» в ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева под руководством В.Н.Кирилловых. Заложили первый экраноплан «Лунь» в 1983 году на опытном заводе «Волга», находившимся при ЦКБ в городе Горький (Нижний Новгород). 16 июля 1986 года был произведен первый спуск экраноплана на воду с последующим перенаправлением в город Каспийск для дальнейших испытаний и достройки аппарата. В марте 1987 года первый экраноплан-ракетоносец «Лунь», несший на себе шесть контейнеров с управляемыми противокорабельными ракетами «Москит», был достроен и поступил на испытания. Мореходность «Луня» на взлетно-посадочном режиме была 5-6 баллов.

26 декабря 1987 подошли к концу государственные испытания. В 1990 году экраноплан был передан в опытную эксплуатацию, которая завершилась через год — в 1991 году. Экраноплан «Лунь» входил в 236-й дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии.

Но начавшийся развал СССР уготовил для уникальной машины и всех экранопланов печальную участь. Обвальное сокращение вооруженных сил, нарастающие экономические трудности поставили на прикол экранопланы «Орленок», а «Лунь» пытались переделать в специализированный поисково-спасательный вариант «Спасатель», но потенциальных заказчиков эта машина не нашла. Экраноплан должен был быть оборудован не только специальными спасательными средствами, но иметь на борту ещё и госпиталь, способный принять 150 пострадавших. В критической ситуации на борт можно было бы принять до 500 человек. Работы по этому проекту в 90-х годах из-за недостатка финансирования были заморожены при 75 % степени готовности судна.

Экраноплан «Лунь» создан по самолётной схеме моноплана с трапецевидным крылом в плане. Конструктивно корабль включает в себя корпус, крыло с концевидными шайбами и Т-образное хвостовое оперение с рулями управления. В носовой части «Луня» расположен горизонтальный пилон, на котором держатся в мотогондолах восемь главных двигателей НК-87. Сверху корпуса под углом к горизонту установлены шесть контейнеров для противокорабельных ракет «Москит».

Корпус, имея высоту — 19 метров, длину — 73 метра, делится переборками на десять водонепроницаемых отсеков. В средней части находится центроплан крыла, а под днищем расположено гидролыжное устройство (применяется при посадке). Корпус имеет три палубы, использующиеся для размещения служебного оборудования и расчета ракетного комплекса. Выполнен корпус из прессованных панелей, листовых и профильных материалов из алюминиево-магниевого сплава. Толщина обшивки — от 4 до 12 миллиметров.

Размах крыла 44 метра, а площадь — 550 квадратных метров. Оно выполнено цельнометаллическим и имеет многолонжеронную конструкцию. Крыло водонепроницаемо, кроме хвостовой части и закрылок. В четырёх отсеках крыла размещено топливо. Концевые шайбы имеют обтекаемую форму и представляют собой цельнометаллические сварные конструкции. Закрылки разделены на двенадцать секций и имеют клёпаную конструкцию из листов и профилей.

Стабилизатор цельнометаллический и имеет площадь 227 квадратных метров. Законцовка выполнена из пенопласта, а её наружные и внутренние поверхности облицованы стеклопластиком. Киль цельнометаллический и многолонжеронный, его обшивка является сварной из прессованных панелей. Руль высоты представлен четырьмя секциями с каждого борта. Руль направления состоит из нижней и верхней секции.

Нижняя часть корпуса защищена лакокрасочными покрытиями в сочетании с протекторной защитой от коррозии.

Новая противокорабельная ракета (ПКР) ЗМ-80 «Москит» ОКБ А.Я.Березняка, не имеет аналогов в своем классе. Мощная сверхзвуковая ракета с прямоточным маршевым двигателем была способна пустить на дно любой боевой корабль стран НАТО. Ею с начала восьмидесятых начали оснащать новейшие эсминцы типа «Современный». Экранопланы, использую свою высокую скорость, могли бы наносить удары по кораблям противника на просторах Черного и Балтийского морей и легко уходить от преследования.

ЛТХ:

Модификация: «Лунь»
Размах крыла, м: 44,00
Длина, м: 73,80
Высота, м: 19,20
Площадь крыла,м2: 550,00
Масса, кг
-пустого самолета: 243000
-макс. взлетная: 380000
Тип двигателя: 8 х ТРД НК-87
Тяга, кгс: 8 х 13000
Макс. скорость, км/ч: 500
Практическая дальность, км: 2000
Высота полета на экране, м: 1-5
Мореходность, баллов: 5-6
Экипаж, чел: 10
Вооружение: 6 х ПУ ПКР ЗМ-80 «Москит».

Экраноплан-ракетоносец «Лунь».

Экраноплан-ракетоносец «Лунь».

Экраноплан-ракетоносец «Лунь».

Экраноплан-ракетоносец «Лунь».

Экраноплан-ракетоносец «Лунь».

Пуск ПКР «Москит».

Экраноплан «Лунь» на консервации.

Кабина экраноплана «Лунь».

Кабина экраноплана «Лунь». Место бортинженера.

Недостроенный экраноплан «Спасатель» проекта 09037.

Недостроенный экраноплан «Спасатель» проекта 09037.

Проекции экраноплана «Лунь». Рисунок.

Экраноплан «Лунь». Схема.

.

.
Список источников:
Летательные аппараты нетрадиционных схем. Экранопланы.
Г.Ф.Петров. Гидросамолеты и экранопланы России.
Издательство «Машиностроение» 2002 г. История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг.
Морская коллекция. Корабли умеющие летать. Экранопланы советского ВМФ.
Центр Экранопланных технологий «Алсин». История развития экранопланов.
НИА «Нижний Новгород» (www.niann.ru). Недостроенный экраноплан «Спасатель» выведен из цеха на отстой.