Экспериментальный истребитель РК-И.

Разработчик: Бакшаев
Страна: СССР
Проект 1937 г.

В 1937 году под руководством Г.И.Бакшаева был создан экспериментальный самолет с раздвижным в полете крылом переменной площади, получивший обозначение РК («Раздвижное крыло»). Крыло самолета при размахе в 11,3 м имело сравнительно небольшую площадь — 16,52 м2. При посадке в направлении от фюзеляжа с каждой стороны на крыло телескопически надвигалось шесть подвижных концентрических секций, которые увеличивали общую площадь крыла до 23,85 м-. Секции были изготовлены из фанеры. Они раздвигались при помощи тросовых ручных приводов из кабины. При этом в полете секции двигались легче, чем на земле. Полное выдвигание происходило за 30-40 с, сдвигание — за 20-30 с.

В отчете о проведенных испытаниях было указано, что механизм управления отсеками крыла себя оправдал. Конструкция была признана перспективной. Применение такого крыла позволяло значительно увеличить скорость самолета, что было особенно актуальным для военной авиации.

Самолет отличался также рядом других любопытных технических решений. Например, радиаторы водяного охлаждения двигателей были «утоплены» в борта хвостовой части фюзеляжа в наиболее выгодном (с точки зрения аэродинамики и эффективности охлаждения) месте. Шасси убиралось в фюзеляж благодаря простой кинематической схеме уборки.

В 1938 году с целью установления мирового рекорда скорости. Бакшаевым был разработан новый проект самолета РК с двигателем М-105. Расчетная скорость самолета составляла 780 км/ч. Проект получил одобрение, и в конце 1938 года Народным комиссариатом авиационной промышленности было выдано техническое задание на создание самолета РК в варианте одноместного истребителя с двигателем М-106 и расчетной скоростью 800 км/ч. Истребитель получил обозначение РК-И (РК-800).

Хотя вначале и возникли проблемы с произволдственной базой, но впоследствии их удалось решить — планер строили в ЦАГИ. В 1940 году был построен макет самолета и продут в натурной трубе ЦАГИ. Заключение ЦАГИ было в общем положительным, но отмечалось, что стыки раздвижных отсеков крыла были недостаточно герметичны и потому был получен Cy max несколько меньший принятого по расчету и продувкам модели в масштабе 1:5.

Конструкция самолета смешанная. Фюзеляж — дюралюминиевый полумонокок с открытыми профилями каркаса. Крылья из листовой стали 30ХГСА, состояли из верхней и нижней панелей, соединенных роликовой электросваркой. Отсеки раздвижного крыла (по 15 с каждой стороны крыла) состояли из дюралюминиевого носка и каркаса роль которого выполняли нервюры, по которым шла полотняная обшивка. Масса отсеков была около 330 кг (12 кг/кв2).

Отсеки крыла могли раздвигаться и сдвигаться, убираться полностью в борта фюзеляжа тросовым приводом от электродвигателя. При этом крайние нервюры, закрывавшие борта, служили одновременно концевыми шайбами раздвинутого крыла. Элероны и закрылки на заднем тандемном крыле и хвостовое оперение -дюралюминиевые. Управление жесткое. Шасси одностоечное, убираемое в фюзеляж назад, с поворотом; хвостовое колесо также убираемое. Запас топлива на 2,45 ч полета. Вооружение состояло из двух пушек ШВАК и двух пулеметов ШКАС. Основные размеры самолета: длина 8,8 м, размах тандемных крыльев 8,2 м, их площадь 11,9 кв.м, площадь раздвинутого крыла 28,0 кв.м при удлинении 2,4, расчетная полетная масса 3100 кг, удельная нагрузка на крыло 260 и 108 кг/кв.м.

Официальными причинами непередачи РК-И на государственные испытания, как то должно было быть согласно правительственному заданию известный историк советской авиации В.Б.Шавров считает следующие:

«Однако двигатель М-106 выпущен к сроку не был, окончание сборки самолета затянулось, и он так и не был передан на испытания. Г.И.Бакшаев еще до начала войны был переведен на серийное производство самолета У-2, как более важного.»

Стоит отметить, что имевшийся в больших количествах двигатель ВК-105П по массогабаритным параметрам точно соответствовал ВК-106, а по мощности лишь несколько уступал ему (1050 л.с. против 1200 л.с.). В любом случае, скоростные параметры этог самолета за счет меньшего сопротивления обеспечиваемого оригинальной схемой раздвижного крыла были бы значительно выше чем даже у истребителя СК-2, не говоря уже о Як-1 и прочих конструкциях.

Также крайне сомнительно позиционирование У-2 как более важного самолета чем РК-И, особенно странное на фоне отставания советских серийных истребителй, в том числе и с моторами ВК-105П, от новых модификаций истребителей противника, таких как Bf.109F.

Проектировался, но не строился вариант РК-И с двумя двигателями и двумя винтами передним и задним за хвостовым оперением. Подобный вариант конструкции радикально повысил бы скорость и без того крайне скоростного РК-И.

ЛТХ:

Модификация: РК-И
Размах крыла, м: 8,20
Длина, м: 8,80
Высота, м: —
Площадь крыла, м2 (убран./неубран): 11,90/28,00
Масса, кг
-пустого самолета: —
-нормальная взлетная: 3100
Тип двигателя: 1 х ПД М-106
-мощность, л.с.: 1 х 1200
Максимальная скорость, км/ч: 780
Продолжительность полета, ч: 2,5
Практический потолок, м: —
Экипаж, чел: 1
Вооружение: 2 х 20-мм пушки ШВАК, 2 х 7,62-мм пулемета ШКАС.

1.Экспериментальный РК-И.

Экспериментальный истребитель РК-И.

2.Экспериментальный РК-И

Экспериментальный истребитель РК-И.

3.Экспериментальный РК-И

Экспериментальный истребитель РК-И.

4.Рисунок РК-И.

РК-И. Рисунок.

5.РК-И. Схема.

РК-И. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Андрей Крумкач. Истребитель Бакшаев РК-И.
Википедия. РК-И.
Авиационный форум Prop&Jet. Архивные фото.