Экспериментальный истребитель с УВП Т-58ВД.

Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: СССР
Первый полет: 1966 г.0.Т-58ВД

Т-58ВД — экспериментальный истребитель с укороченным взлетом и посадкой, разработанный в ОКБ Сухого. Эта машина к совершенствованию собственно Су-15 никакого отношения не имела. Она использовалась в качестве летающей лаборатории по программе создания ударного самолета укороченного взлета и посадки Т-6-1, от которого ведет свою родословную фронтовой бомбардировщик Су-24. Сама идея улучшить ВПХ за счет установки дополнительных подъемных двигателей (ПД) была в то время очень популярна в мире. Например, в Англии испытывался опытный самолет Short SC.1, а во Франции — Dassault Balzac. За улучшение ВПХ пришлось заплатить существенным уменьшением дальности полета и снижением боевой нагрузки, но неэффективность выбранной схемы тогда не казалась очевидной. Это была «болезнь роста» военной авиации, симптомы которой отмечались в различных странах.

6 мая 1965 года был издан приказ МАП, по которому ОКБ Сухого получило задание на постройку летающей лаборатории для натурной проверки режимов КВП. Самолету присвоили обозначение Т-58ВД, а создавался он на базе первого опытного Су-15. При этом пришлось доработать фюзеляж. Между воздушными каналами, в ряд, под углом 10° к вертикали установили три подъемных двигателя РД-36-35 тягой по 2540 кгс. В верхней части фюзеляжа разместили две открывающиеся створки воздухозаборника: переднюю для одного, а заднюю для двух двигателей. В нижней части фюзеляжа установили профилированные управляемые жалюзи, которые имели два рабочих положения, обеспечивая отклонение струи газов. Постройка Т-58ВД завершилась в декабре 1965 года, после чего начались отработки на специальном стенде. Он представлял собой площадку с металлическим покрытием, к которой швартовался самолет, и двигатель НК-12, установленный перед ней в качестве вентилятора в некоем подобии профилированной аэродинамической трубы. Поток на выходе из трубы позволял имитировать разбег самолета до скорости 400 км/ч. Испытания на стенде позволили полностью отработать все основные системы Т-58ВД. К сожалению, не обошлось без ЧП: в феврале 1966 года погиб механик лаборатории силовых установок Ухов, который неосторожно приблизился к носовой части самолета во время работы вентиляторной установки.

26 апреля 1966 года самолет перебазировали на ЛИиДБ. Ведущим инженером по испытаниям оставался Ярмарков, а ведущим летчиком был назначен Е.С.Соловьев. В июне были проведены рулежки и подлеты с включением подъемных двигателей. Первый полет на Т-58ВД Соловьев выполнил 6 июля, при этом подъемные двигатели не задействовали, а летные испытания с их включением начали в конце того же месяца. До окончания года состоялось 37 полетов, 19 рулежек и подлетов, в т.ч. рулежки на грунтовой полосе. Было установлено, что при включенных ПД взлетная скорость уменьшилась с 390 до 285 км/ч, а посадочная — с 315 до 225 км/ч, длина разбега сократилась с 1170 до 500 м, а пробега — с 1000 до 560 м. Поведение самолета с включенными ПД на взлете практически не отличалось от обычного Су-15. Однако выполняемую на меньших скоростях посадку существенно затруднял значительный кабрирующий момент, для устранения которого приходилось отключать передний РД-36-35.

Испытания продолжались до конца 1967 года. Они показали, что выгоды от улучшения ВПХ с лихвой перекрываются недостатками. Горячая струя газов от ПД негативно влияла на элементы самолета, ВПП и не позволяла подвешивать под фюзеляжем полезную нагрузку. Весьма существенными оказались снижение весовой отдачи и уменьшение запаса топлива на борту (до 3970 кг). Кроме Соловьева, на Т-58ВД летал только В.С.Ильюшин, который выполнил в марте 1967 года на нем 3 полета, готовясь к испытаниям опытного Т-6-1. В 1968-1969 гг. летающая лаборатория эпизодически поднималась в воздух, затем долго простояла «у забора» ЛИиДБ и в 1976 году была передана в МАИ для использования в качестве учебного пособия. Но и там век Т-58ВД оказался недолгим: уже в 1980 года он был разрезан на металлолом.

ЛТХ:

Модификация: Т-58ВД
Размах крыла, м: 8,62
Длина самолета, м: 22,07
Высота самолета, м: 5,00
Площадь крыла, м2: 34,56
Масса , кг
-пустого самолета: 10800
-максимальная взлетная: 15500
Тип двигателя
-основных: 2 х ТРДФ Р-11Ф2С-300
-подъемных: 3 х ТРД РД-36-35
Тяга, кгс
-основных: 2 х 6175
-подъемных: 2 х 2540
Максимальная скорость, км/ч: 2000
Посадочная скорость, км/ч: 225
Практический потолок, м: 18500
Практическая дальность, км: 1550
Длина разбега с ПТБ, м: 500
Длина пробега, м: 560
Макс. эксплуатационная перегрузка: 6,5
Экипаж, чел 1
Вооружение: две УР класса «воздух-воздух» средней дальности с полуактивной радиолокационной и ИК системами наведения Р-98 или Р-8М. Вместо ПТБ могут подвешиваться два контейнера УПК-23-250 с пушками ГШ-23Л (23 мм, 250 снарядов).

1.Т-58ВД на аэродроме ЛИИ.

Т-58ВД на аэродроме ЛИИ.

2.Т-58ВД. Испытания на грунтовом аэродроме

Т-58ВД во время испытаний на грунтовом аэродроме.

3.Взлет Т-58ВД

Взлет Т-58ВД.

4.Взлет Т-58ВД

Взлет Т-58ВД.

5.Т-58ВД на взлете.

Взлет Т-58ВД.

6.Т-58ВД после посадки

Т-58ВД после посадки.

7.Т-58ВД во время отработки на стенде.

Т-58ВД во время отработки на стенде.

.

.

Список источников:
Морозов Дмитрий. Отечественные самолёты вертикального и укороченного взлёта и посадки.
Авиация и Время. Виктор Павлов. Классика второго поколения.
Аэроплан. Владимир Проклов. Су-15 и его предшественники.
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Сухой Т-58ВД».