0.Павел Осипович Сухой.Сухой Павел Осипович (1895-1975).

Родился 10 (22) июля 1895 года в селе ныне городе Глубокое Витебской области (Белоруссия) в семье учителя народной школы Осипа Андреевича и Елизаветы Яковлевны Сухих. Белорус. В 1905 году Павел поступил в Гомельскую мужскую гимназию и в июне 1914 года окончил её с серебряной медалью. С июня 1915 года учился в Московском технологическом училище.

В 1916 году был призван в Русскую Императорскую Армию, окончил 2-ю Петроградскую школу прапорщиков и с августа того же года служил в запасном полку в Екатеринбурге. В 1917 году участвовал в Первой Мировой войне на Северо-Западном фронте: младший офицер 733-го пехотного полка, с октября 1917 года — начальник пулемётной команды того же полка. В марте 1918 года демобилизован.

Вернулся в родные края, в 1918-1920 годах работал учителем средней школы в городах Лунинец и Гомель, инструктором промышленной кооперации Гомельского райсоюза.

В сентябре 1920 года снова приехал в Москву и возобновил учёбу. После окончания Московского высшего технического училища имени Н.Э.Баумана в 1925 году распределён на работу в отдел АГОС (авиации, гидроавиации и опытного строительства, в будущем стал основой конструкторского бюро А.Н.Туполева) в составе Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), инженер-конструктор. Активно участвовал в разработке самолётов А.Н.Туполева: АНТ-3 (Р-3), АНТ-4 (ТБ-1), АНТ-5 (И-4), АНТ-6 (ТБ-3), АНТ-7 (Р-6), АНТ-10 (Р-7), АНТ-13 (И-8), АНТ-14 «Правда». С октября 1930 года — начальник бригады АГОС, выезжал в длительные командировки на авиазаводы Германии и Италии.

С мая 1932 года — начальник объединённой бригады № 3 ЦАГИ. Именно тогда началась его самостоятельная контрукторская деятельность: им начато создание самолёта АНТ-25, предназначенного для сверхдальних перелётов. Самолёт был спроектирован и построен в сжатые сроки, в июле 1933 года экипаж М.М.Громова совершил на нём сверхдальний перелёт по замкнутому маршруту. Следующим успехом стало создание самолёта АНТ-37бис «Родина», на которой женский экипаж П.Осипенко, В.Гризодубовой и М.Расковой в 1938 году совершил сверхдальний перелёт Москва — Дальний Восток.

С мая 1936 года — заместитель начальника Конструкторского отдела Главного управления авиационной промышленности Народного комиссариата тяжёлой промышленности СССР, работал над близким бомбардировщиком ББ-1 (наработки использованы при создании Су-2).

С февраля 1939 года — главный конструктор авиазавода № 135 в Харькове. Принимал решающее участие в конкурсной разработке самолёта «Иванов», закончившейся созданием боевого многоцелевого самолёта Су-2, применявшегося в первые годы Великой Отечественной войны.

С апреля 1940 года — главный конструктор авиазавода № 289, на базе конструкторского бюро которого выросло знаменитое на весь мир Конструкторское бюро П.О.Сухого (ныне — ОАО «ОКБ Сухого»), базировавшегося на ряде заводов в Подмосковье и Москве, одновременно с ноября 1940 года — директор этого завода. В 1942-1943 годах под его руководством был создан бронированный штурмовик Су-6 (Сталинская премия 1-й степени, 1943 г.). В 1949-1953 годах заместитель главного конструктора в КБ А.Н.Туполева. С 1953 года главный конструктор вновь воссозданного своего КБ (с 1956 г. — Генеральный конструктор).

В послевоенные годы Сухой был в ряду первых советских авиаконструкторов, возглавивших работы в области реактивной авиации, создав несколько опытных реактивных истребителей. После воссоздания КБ под его руководством разработан ряд серийных боевых машин, в числе которых истребитель Су-7 со скоростью полёта, вдвое превысившей скорость звука, истребители-перехватчики Су-9, Су-11 и Су-15, истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колёсно-лыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полёте стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25, истребитель Су-27 и другие самолёты. Были также разработаны ряд не реализованных проектов, например С-13.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года за выдающиеся заслуги в области создания новых образцов авиационной техники Сухому Павлу Осиповичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

На самолетах конструкции Сухого установлены два мировых рекорда высоты (1959 г., 1962 г.) и два мировых рекорда скорости полёта по замкнутому маршруту (1960 г., 1962 г.).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 июля 1965 года за создание новых образцов авиатехники и в связи с семидесятилетием со дня рождения Сухой Павел Осипович награждён второй золотой медалью «Серп и Молот».

В 1958-1974 годах — депутат Верховного Совета СССР.

Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался 15 сентября 1975 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
В городе Гомель установлены бюст Героя и мемориальная доска на здании бывшей гимназии, в которой он учился, в Москве — мемориальные доски на доме, в котором он жил, и на здании МГТУ. Его именем названы Гомельский государственный технический университет, улицы в Москве (2004) и Гомеле. В 1985 году в школе № 1 города Глубокое был открыт музей П.О.Сухого.

Награды:
-в 1957 году присвоено звание Героя Социалистического Труда,
-в 1965 награждён второй золотой медалью Героя Социалистического Труда,
-кавалер трёх орденов Ленина (1945 г., 1957 г., 1975 г.),
-орден Октябрьской Революции,
-орден Трудового Красного Знамени,
-орден Красной Звезды,
-орден «Знак Почёта»,
-Сталинская премия первой степени (1943 г. — за создание штурмовика Су-6),
-Ленинская премия (1968 г.),
-золотая медаль имени академика А.Н.Туполева № 001 (1975 г. — посмертно),
-Государственная премия СССР (1975 г. — посмертно).

1.Павел Сухой в детстве.

Павел Сухой в детстве.

2.Гимназист Павел Сухой.

Гимназист Павел Сухой.

3.Студент МВТУ Павел Сухой.

Студент МВТУ Павел Сухой.

4.Прапорщик П.О.Сухой. 1916 г.

Прапорщик русской армии П.О.Сухой. 1916 г.

5.П.О.Сухой и женский экипаж у самолета Родина.

П.О.Сухой и женский экипаж у самолета «Родина».

5а.П.О.Сухой с семьей.

П.О.Сухой с семьей.

6.П.О.Сухой в 1940-е годы.

П.О.Сухой в 1940-е годы.

.

.

Список источников:
Павел Осипович Сухой. Cайт «Герои Страны».
Л.М.Кузьмина. Генеральный конструктор Павел Сухой. Страницы жизни.