Фронтовой истребитель Су-7 (С-1).

Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: СССР
Первый полет: 1955 г.

К июлю 1952 года в НИИ ВВС были доставленны два трофейных истребителя F-86 «Сейбр», попавших сюда с Корейского ТВД. С подачи инженера-прочниста ЦАГИ В.В.Кондратьева было решено строить копию F-86 с отечественным двигателем. Под Кондратьева было специально создано ОКБ-1 (не путать с ОКБ-1 С.М.Алексеева), но после аннулирования задания, в мае 1953 года на его базе было воссоздано бюро под руководством Павла Осиповича Сухого. Уже 5 августа постановлением «О создании новых скоростных фронтовых истребителей со стреловидным и треугольным крылом» правительство поручило построить и передать на испытания к маю 1955 года фронтовой истребитель со стреловидным крылом и двигателем конструкции А.М.Люлька с тягой на форсаже 10000 кгс. Согласно требованиям, самолет, вооруженный тремя пушками калибра 30 мм (внешние подвески предусматривались лишь в перегрузку), должен был иметь максимальную скорость 1800 км/ч и потолок 19000 м.

На этот раз базой самолета послужил проект Су-17 («Р»), подготовленный еще в 1948 году. В соответствии с последними рекомендациями ЦАГИ, на новом самолете применили однолонжеронное крыло с внутренним подкосом стреловидностью 60° по линии 1/4 хорд симметричного профиля с относительной толщиной 7% и цельноповоротное горизонтальное оперение. Одновременно установили гидросистему высокого давления, необратимую бустерную систему управления по всем каналам, осесимметричный регулируемый воздухозаборник с выдвижным центральным телом и многое другое. Количество пушек на борту ограничили двумя — по одной в каждой плоскости крыла.

Проектирование опытного С-1 завершилось к лету 1954 года. 7 сентября 1955 года летчик-испытатель А.Г.Кочетков впервые поднял его в воздух. На этапе заводских испытаний на С-1 стоял бесфорсажный двигатель АЛ-7, но даже в таком виде на нем удалось превысить скорость звука. В марте 1956 года на машину установили штатный АЛ-7Ф с форсажной камерой, и полеты продолжили по полной программе. 24 июня, во время воздушного парада в Тушино С-1 впервые продемонстрировали публике в воздухе вместе с другим опытным самолетом ОКБ — Т-3.

На этапе заводских испытаний достигли скорости 2070 км/ч, что было значительно выше заданных ВВС показателей. Резкий прирост максимальной скорости по сравнению с предыдущим поколением машин, в частности МиГ-19, давал заказчику повод думать о достойном ответе на «американский вызов» в лице истребителей 100-й серии (F-101, F-102, F-104). Однако и соперники в лице ОКБ-155, возглавлявшегося А.И.Микояном, не дремали: летом 1955 года, раньше чем С-1, на испытания вышел опытный Е-4, а в начале 1956 года и Е-5 со штатным двигателем Р-11. Весной 1956 года эти машины шли буквально нога в ногу по этапам программы заводских испытаний, постепенно наращивая скорость в негласном соревновании.

Вскоре вышло постановление правительства, по которому С-1 под обозначением Су-7 было решено запустить в малую серию на заводе № 126 в Комсомольске-на-Амуре, где до этого выпускали МиГ-17 и готовились к производству МиГ-19. В 1957 году там началась подготовка к производству Су-7. Но если освоение в серии МиГ-15 и МиГ-17 завод № 126 осуществлял вслед за ведущими родственными предприятиями, используя их технологические разработки, то в производстве Су-7 завод выступал уже как самостоятельное серийное предприятие, полностью обеспечивавшее конструкторско-технологическую доводку самолета. В конечном счете вся спешка с запуском в серию еще очень сырой машины вышла для «семерки» боком — первоначальный план выпуска не раз срывался из-за необходимости многочисленных доработок. Завод долго еще лихорадило и после начала серийного производства.

В сентябре 1956 года, наконец, начались госиспытания. В ОКБ к этому времени построили второй летный экземпляр С-2. Его облет в октябре 1956 года совершил летчик-испытатель В.Н.Махалин. Госиспытания с перерывами на доработки продолжались свыше двух лет, прервавшись в декабре 1958 года. Как было записано в итоговом акте, основной причиной прекращения испытаний стала ненадежная работа двигателя. Достаточно отметить, что именно из-за «помпажного срыва» компрессора в полете 23 ноября 1957 года на С-1 у летчика НИИ ВВС И.Н.Соколова остановился двигатель. При попытке посадить машину с остановившимся ТРД пилот погиб. В результате решили с 1959 года перейти на выпуск самолета с двигателем АЛ-7Ф-1. Попутно можно отметить, что доводки опытного МиГ-21 с двигателем Р-11 в период с 1957 года по 1958 год велись с не меньшими трудностями, а в начале 1958 года ВВС даже ставили вопрос о полном прекращении работ по этой теме.

Для испытаний самолета с АЛ-7Ф-1 в ОКБ доработали один из первых серийных Су-7 (четвертый, начиная с С-1). Из-за большего, чем у исходного двигателя, диаметра форсажной камеры, у новой машины пришлось несколько расширить ХЧФ. Кроме того, по аналогии с Т-43 в НЧФ установили противопомпажные створки и внедрили автоматическую систему управления воздухозаборником и створками ЭСУВ-1. Опытный экземпляр, получивший обозначение С-21/1, начал испытания в конце 1958 года. По окончании испытаний эти доработки рекомендовали к внедрению на заводе № 126, начиная с 9-й серии Су-7.

Первый самолет этой серии был облетан в Комсомольске-на-Амуре в марте 1959 года. До 1961 года собрали 133 истребителя Су-7 (30 из них — с двигателем АЛ-7Ф). По согласованию с ВВС, около десятка серийных машин передали в ОКБ для доработок и испытаний по различным программам. Первые серийные Су-7 направили в мае 1959 года в Краснознаменный Оршанский ИАП (пос. Вздвиженка Приморского края). Кстати, в дальнейшем, эта часть стала для ОКБ и серийного завода своеобразным полигоном для эксплуатационных испытаний каждой новой модификации Су-7.

В ходе войсковых испытаний выявилась масса недостатков, естественных и неотвратимых для головных серий. Они требовали немедленного устранения, как в производстве, так и в строю. С этой целью бригада заводских специалистов дорабатывала в частях бортовые системы и планер с полной разборкой оборудования, роспуском электрожгутов и их переукладкой по новым трассам с обеспечением термозащиты и перепайкой в разъемах. Одновременно внедрялась усовершенствованная автоматическая система управления ЭСУВ-1В и заменялась НЧФ на уширенную в связи с заменой двигателя АЛ-7Ф на АЛ-7Ф-1 с новой системой автоматики.

Истребителями Су-7 были вооружены только два полка, базировавшиеся на Дальнем Востоке (в Воздвиженске и в г.Спасск-Дальний), а эксплуатировались они в строю (будучи не принятыми на вооружение) до середины 1960-х.

Модификации :

Су-7 — фронтовой истребитель (серийно строился в 1958-1960 гг.).
Су-7Б — серийный истребитель-бомбардировщик (1960-1961 гг.).
Су-7БКЛ — эта версия была оптимизирована для действия с неподготовленных летных полей.
Су-7БМ — Су-7Б производная с новой системой управления огня и более скорострельные пушки.
Су-7БМК — этот вариант объединяет особенности Су-7БКЛ и Су-7БМ, и также установлены новые системы навигации (включая Сирена 3 РВР) и дополнительную пару подвесок позади главного механизма приземления.
Су-7У — эксплуатационный конверсионный вариант тренера с двумя местами на основе Су-7Б.
Су-7УМ — эксплуатационный конверсионный вариант тренера с двумя местами на основе Су-7БМ.
Су-7УКЛ — эксплуатационный конверсионный вариант тренера с двумя местами на основе Су-7БКЛ.
Су-7УМК — эксплуатационный конверсионный вариант тренера с двумя местами Су-7БМК.

ЛТХ:

Модификация: Су-7
Размах крыльев,м: 9,31
Длина, м: 18,06
Высота, м: 4,99
Площадь крыльев,м2: 34,00
Масса, кг
-пустого: 8370
-нормальный взлетный: 13600
-максимальный взлетный: 13830
Тип двигателя: 1 х ТРДФ АЛ-7Ф
Тяга, кН
-номинальная: 1 х 96
-на форсаже: 1 х 71
Максимальная скорость, км/ч: 2120
Крейсерская скорость, км/ч: 786
Практическая дальность, км: 1875
Макс. скороподъемность, м/мин: 9600
Практический потолок, м: 15000
Экипаж, чел: 1
Вооружение: 2 х 30 мм пушки НР-30 с 70 патронами установленные в крыльях
Боевая нагрузка: до 1000 кг, включая 16 реактивных снарядов и легкие бомбы.

Опытный С-1 прототип Су-7.

1.Истребитель Су-7.

Истребитель Су-7.

2.Истребители Су-7 перед групповым взлетом.

Истребители Су-7 перед групповым взлетом.

3.Истребитель Су-7 последних серий после посадки.

Истребитель Су-7 последних серий после посадки.

3а.Истребитель Су-7.

Истребитель Су-7.

4.Опытный С-1. Рисунок.

Опытный С-1. Рисунок.

5.Су-7. Рисунок.

Су-7. Рисунок.

6.Су-7. Схема.

Су-7. Схема.

.

.

Список источников:
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг.
АвиО. Игорь Приходченко. Антология Су-7.
Крылья Родины. Евгений Адлер. Как зарождался Су-7.
Эдмунд Цихош. Сверхзвуковые самолеты.
Крылья Родины. Валерий Агеев. На пороге «второго звука».
Роман Астахов. Русская Сила. Фронтовой истребитель Су-7.