Андрей Григорьевич КочетковКочетков Андрей Георгиевич (1908-1990).

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (17.02.1959 г.), Герой Советского Союза (26.06.1958 г.), полковник-инженер.

Родился 15 мая 1908 года в Санкт-Петербурге, в семье рабочего. Русский, окончил среднюю школу, член КПСС с 1931 года. Работал чернорабочим.
В Красной Армии с 1927 года.
В 1927 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС.
В 1929 году окончил Качинскую военную авиационную школу.
В 1938 году окончил Военно-воздушную академию РККА им. проф. Н.Е.Жуковского. Встретившись на выпуске с начальником НИИ ВВС комдивом А.И.Филином, он попросился в испытатели. Комдив удовлетворил его просьбу.
С 1938 года на лётно-испытательной работе в ГК НИИ ВВС. По воспоминаниям П.М.Стефановского: «Ничем внешне не выделяющийся, среднего роста, с круглым открытым лицом и ладно скроенной крепкой фигурой, всегда жизнерадостный и веселый, Кочетков как-то сразу врос в испытательскую среду.»

При облете МиГ-1 сразу после взлета, на вводе в 1-й разворот, заглох двигатель. Развернуть машину на 180° без работающего мотора в такой ситуации весьма сложно. Поэтому инструкция гласит четко: при сдаче мотора после взлета до первого разворота садиться прямо перед собой. Кочетков блестяще посадил опытный МиГ-1 на аэродром. Ценнейший опытный экземпляр самолета был спасен.

Поднял в небо и участвовал в испытаниях: И-16 (типы 18 и 24), И-26, Ме-109Е, МиГ-1 (1940 г.), МиГ-3 (1941 г.), P-40 «Tomahawk» Мк.I (1941 г.), ЛаГГ-3, Ла-5, Як-7Б (1942 г.), Як-3 с М-105ПФ (1943 г.), P-63A «Kingcobra» (1944 г.), И-220 (1944 г.), Як-3 ВК107А (1945 г.), Me-262 (15.08.1945 г.), Fw-190D-9 (1945 г.), 130 (Ла-9) (1946 г.), Су-9 (ноябрь 1946 г.), МиГ-9 (1946 г.), «134» (Ла-9М) (май 1947 г.), 174Д (Ла-15) (август 1948 г.), Ла-15 № 52210321 с велосипедным шасси (1950 г.).

Во время Великой Отечественной войны руководил отделом испытаний истребителей, неоднократно выезжал на фронт для оказания помощи строевым частям в освоении новой техники, переучил около 1500 лётчиков.
В марте-сентябре 1944 года находился в служебной командировке в США, где испытывал самолёты, поступающие в СССР по ленд-лизу. В присутствии специалистов фирмы «Белл» он выполнил, рискуя жизнью, полет, который убедительно доказал погрешность в конструкции самолета. Летчику пришлось выброситься с парашютом из неуправляемой «Кингкобры», но в дальнейшем в СССР поставлялись самолеты с усиленным корпусом. В апреле 1944 года американская фирма «Ирвинг» вручила российскому летчику-испытателю Андрею Кочеткову отличительный знак в виде золотой гусеницы.

Одним из первых освоил реактивные самолёты. Ранним утром 15 августа 1945 года инженер-летчик А.Г.Кочетков первым в Советском Союзе вылетел на турбореактивном трофейном Me-262. Всего Кочетков выполнил на нем 18 полетов, последовательно наращивая скорость, скороподъемность, высоту. Самым трудным оказался последний. Он происходил в ноябре 1945 года. Следовало выполнить горизонтальную площадку с максимальной скоростью на высоте 11 тысяч метров. Скорость быстро нарастала, достигнув максимальной — 870 километров в час. Вследствие смещения аэродинамического центра давления назад самолет все время «зависал на ручке» — стремился нырнуть в пикирование. Одной рукой летчику невозможно было удержать машину в горизонтальном положении. Кочетков начал действовать двумя. Пикирующая тенденция продолжала увеличиваться. Удерживая с колоссальным напряжением ручку правой рукой, летчик переносит левую на сектора управления двигателями и убирает обороты.

3 августа 1947 года Су-9, пилотируемый А.Г.Кочетковым, был показан во время воздушного парада в Тушино среди новейших образцов авиационной техники. Накануне состоялась генеральная репетиция. При полете Су-9 мимо трибуны на высоте 200 метров его резко накренило и начало переворачивать. Кочетков, пытаясь парировать крен, сумел погасить скорость, а она была около 900 км/ч. «Молодец!» — услышал он по радио. Руководители полетов на командном пункте решили, что летчик специально делает такой эффектный маневр. Кочеткову же было не до красивых маневров — он боролся за спасение самолета. И это ему удалось, он выровнял самолет, долетел до аэродрома и благополучно приземлился.

В марте 1950 года был прикомандирован к ОКБ С.А.Лавочкина. Поднял в небо и провел испытания Ла-190 (февраль 1951 г.), Ла-200Б (03.07.1952 г.), Ла-250 (16.06.1956 г.).
В ОКБ П.О.Сухого участвовал в испытаниях самолёта С-1 (1955 г.). Выполнив 12 полетов, он вернулся в ОКБ С.А.Лавочкина, где приступил к испытаниям Ла-250.
На первом же взлете Ла-250 произошла авария, но летчик отделался лишь ушибами. Сразу после отрыва, самолет стал энергично раскачиваться с крыла на крыло и, поскольку шасси было уже убрано, Кочетков сел «на брюхо», повредив крыло, фюзеляж и шасси.

28 ноября 1957 года полет на втором экземпляре Ла-250 закончился тяжелой аварией при посадке из-за внезапно наступившего тумана и отказа двигателей. Кочетков с переломом переносицы и повреждением трех ребер попал в больницу.

Всего испытал 110 типов самолётов. Проводил испытания самолётов на прочность, штопор и флаттер.
С 1959 года в запасе.

Умер 1 мая 1990 года. Похоронен в Москве, на Кунцевском кладбище.

Награды:
-медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза;
-два ордена Ленина;
-три ордена Боевого Красного Знамени;
-орден Отечественной войны 1-й степени;
-орден Отечественной войны 2-й степени;
-два ордена Красной Звезды;
-медали.

1.А.Г.Кочетков в кабине Кингкобры перед испытанием на штопор.

А.Г.Кочетков в кабине американского истребителя Р-63 «Кингкобра» перед испытанием на штопор.

2.Подполковник авиации А.Г.Кочетков.

Подполковник авиации А.Г.Кочетков.

.

.
Список источников:
Сайт «Герои Страны». Кочетков Андрей Григорьевич.
П.М.Стефановский. Триста неизвестных.
И.И.Шелест. Лечу за мечтой.