Истребитель-бомбардировщик Су-7БКЛ.

Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: СССР
Первый полет: 1962 г.0.Су-7БКЛ

Опираясь на результаты, полученные в процессе испытаний самолетов С-25 и С-26, в ОКБ разработали новую модификацию Су-7. В 1962 году в небо поднялся С-22/4. Машина, представлявшая собой доработанный серийный Су-7Б (заводской номер № 03-05), стала предшественником Су-7БКЛ (С-22КЛ). В ее конструкции нашло применение новое колесно-лыжное шасси, ускорители и двухкупольная тормозная парашютная система. Новое шасси стало универсальным. На передней опоре разместили колесо увеличенного диаметра (как на С-26), а на основных, рядом с пневматиками, установили небольшие металлические лыжи. При взлете с бетонных ВПП лыжи не работали, их подвеска не позволяла им касаться полосы. В «дело» они вступали при углублении колеса в мягкий грунт, беря на себя часть нагрузки и не давая пневматику проваливаться.

Испытания начались весной 1961 года, в декабре самолет передали на госиспытания, завершившиеся через два года. За это время самолет прошел полный цикл испытаний по базированию на грунтовых ВПП в разнообразных сезонных условиях и климатических зонах страны, показав отличные ВПХ. К сожалению, уже после госиспытаний, 18 апреля 1964 года, из-за неисправности порохового ускорителя на этом самолете погиб летчик-испытатель ОКБ А.А.Кознов.

Новую модификацию рекомендовали в серию и начиная с лета 1965 года, Су-7БКЛ сменил Су-7БМ на стапелях серийного завода. Самолеты головной серии в конце 1965 года поступили в 523-й АПИБ (Воздвиженка), а в начале 1966 года в Кубинку, а затем и другие полки истребительно-бомбардировочной авиации, как на территории нашей страны, так и в группы войск за рубежом. В общей сложности, к середине 1960-х годов на Су-7Б в СССР перевооружилось около 25 полков (включая и учебные), из них семь находились в составе передовой группировки ВВС на западном направлении: пять в составе 24-й ВА (ГДР), и по одному в составе 37-й ВА (ПНР) и ВВС ЮГВ (ВНР).

В конце 60-х годов стало ясно, что для успешного прорыва ПВО необходимо размещать на самолетах средства РЭБ. Наряду с созданием специализированных постановщиков помех с богатым ассортиментом оборудования (например Як-28ПП в 1965 году), средствами индивидуальной защиты самолетов от ракет начали оснащаться и ударные машины (пусть даже в ущерб боевой нагрузке).

На Су-7БКЛ на правый крыльевой держатель стали подвешивать контейнер с СПС СПС-141 (142, 143) «Сирень» («Гвоздика»). Ее применение позволяло уменьшить вероятность поражения самолета и машин, летящих рядом с ним, ракетами с радиолокационной полуактивной ГСН. На противоположном от контейнера СПС держателе обычно размещали блок НУРС типа УБ-16-57.

ЛТХ:

Модификация: Су-7БКЛ
Размах крыльев,м: 9,31
Длина, м: 16,80
Высота, м: 4,99
Площадь крыльев,м2: 34,00
Масса, кг
-пустого: 8890
-нормальный взлетный: 13570
-максимальный взлетный: 15210
Тип двигателя: 1 х ТРДФ Сатурн АЛ-7Ф1-100
Тяга, кгс
-номинальная: 1 х 9600
-на форсаже: 1 х 8370
Максимальная скорость, км/ч: 2150
Крейсерская скорость, км/ч: 790
Практическая дальность, км: 1650
Макс. скороподъемность, м/мин: 9600
Практический потолок, м: 17600
Экипаж, чел: 1
Вооружение: 2 х 30-мм пушки НР-30 с 70 патронами в крыльях максимальная нагрузка — 3000 кг, практическая боевая — 2000 кг укрепляемая на шести подвесках (две под фюзеляжем и четыре под крыльями) + 2 ПТБ емкостью 600 литров; возможна подвеска ядерных бомб со свободным падением 8У69 (5 кТ), типичная нагрузка — две 500 или 250 кг бомбы различных типов, или две или четыре НУРС типа УБ-16-57, или два контейнера УПК-23 с 23-мм двухствольной пушкой ГШ-23Л.

1.Су-7БКЛ с двумя ПТБ и парой блоков УБ-16-57 направляется на полигон.

Су-7БКЛ с двумя ПТБ и парой блоков УБ-16-57 направляется на полигон.

3.Су-7БКЛ с шестью блоками УБ- 16-57У.

Су-7БКЛ с шестью блоками УБ- 16-57У.

Су-7БКЛ на стоянке. Фото / Andrew Nikiforov.

Камуфлированный Су-7БКЛ заруливает на стоянку.

Су-7БКЛ на рулежке.

В полете группа Су-7БКЛ.

Группа Су-7БКЛ в полете.

Су-7БКЛ ВВС СССР с контейнером РЭП СПС-141 «Гвоздика».

Су-7БКЛ на стоянке авиамузея в Кубинке.

Су-7БКЛ на стоянке авиамузея в Кубинке.

Су-7БКЛ. Рисунок.

Су-7БКЛ. Рисунок.

Су-7БКЛ. Схема.

Су-7БКЛ. Схема.

.

.

Список источников:
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг.
Крылья Родины. Валерий Агеев. На пороге «второго звука».
Крылья Родины. Евгений Адлер. Как зарождался Су-7.
АвиО. Игорь Приходченко. Антология Су-7.
Роман Астахов. Русская Сила. Истребитель-бомбардировщик Су-7Б.