Проект экспериментального летательного аппарата КИТ-1.

Разработчик: Б.Н.Юрьев, Ф.П.Курочкин, В.Н.Тирон.
Страна: СССР
Проект 1946 г.0.КИТ-1

В 1946-1947 годах под руководством Б.Н.Юрьева в ВВИА инженерами Ф.П.Курочкиным и В.Н.Тироном был разработан ряд проектов СВВП — истребителей с соосными воздушными винтами и вертикальным положением фюзеляжа, отличающихся оригинальной компоновкой и высокими расчетными характеристиками. По замыслу авиаконструкторов, эта машина должна была иметь два воздушных винта. С помощью большего, который играл роль несущего ротора, КИТ-1 поднимался «по-вертолетному». На высоте 60—70 м он переходил в горизонтальный полет, а ротор фиксировался параллельно крыльям. Перед посадкой КИТ-1 принимал вертикальное положение, ротор раскручивался вновь, и аппарат мягко приземлялся на хвост.

В 1946 году группа инженеров, работая под руководством академика Б.Н.Юрьева, завершила проектирование экспериментального самолета КИТ-1. Машина проектировалась на базе фюзеляжа ленд-лизовского истребителя Р-63 «Кингкобра».

Параллельно проектировался другой вариант СВВП КИТ-2. В котором большой телескопический подымающий винт после взлета собирался и уменьшался в размерах.

К сожалению, в связи с послевоенной реорганизацией авиационной промышленности эти перспективные проекты не были доведены до постройки прототипов. Авиаконструкторы были переключены на создание обычных самолетов, необходимых народному хозяйству, и им не удалось завершить работу над этой машиной и ее двумя модификациями.

В 1954-1955 годах в МАИ на кафедре «Проектирование и конструкции вертолетов» (С-2) под руководством Б.Н.Юрьева и И.П.Братухина совместно с Всесоюзным электротехническим институтом, возглавляемым ак. А.Г.Иосифьянцем, разрабатывался проект десантно-транспортного СВВП с соосными воздушными винтами, приводимыми от ТВД с помощью электрической трансмиссии. Для разработки проекта на кафедре С-2 была образована конструкторская группа, в которой автор занимался компоновкой самолета. СВВП имел вертикальное положение фюзеляжа и оригинальную компоновку с Х-образным крылом, которая была исследована в аэродинамической трубе МАИ. В ОНТИ ЦАГИ была разработана и изготовлена демонстрационная модель СВВП.

ЛТХ (расчетные):

Размах крыла, м: 3
Двигатель: 1 х ПД ВК-108
мощность, л.с.: 1750 л.с.
Диаметр, м
-несущего винта: 8
-тянущего винта: 3,6
Расчетная максимальная скорость, км/ч: 800
Расчетная продолжительность полета, ч: 1,5.

КИТ-1. Рисунок.

КИТ-1. Рисунок.

КИТ-1. Схема 1.

КИТ-1. Схема 1.

КИТ-1. Схема 2.

КИТ-1. Схема 2.

КИТ-1. Схема 3.

КИТ-1. Схема 3.

КИТ-2. Схема.

КИТ-2. Схема.

.

.

Список источников:
Авиация и космонавтика № 2 2000 г.
Техника Молодежи. Историческая серия — Наш авиамузей.