Легкий пассажирский самолет Fokker F.III.
Разработчик: Fokker
Страна: Нидерланды
Первый полет: 1921 г.
В конструкцию самолёта Fokker F.II было заложено столько резервов, что на его основе была создана целая плеяда авиалайнеров фирмы «Fokker». Первым из них стал Fokker F.III. Конструктором, естественно, был Рейнхольд Платц. Разработка началась, когда F.II только готовился выйти на линии. Поскольку голландское предприятие Фоккера ещё не было готово, прототип строили в Шверине. Это была последняя машина, начатая разработкой в Германии (немецкое предприятие Фоккера закрылось в 1921 г.). От F.II новый самолёт отличался более широким фюзеляжем с просторным и уютным салоном на пять пассажиров. Кабина же пилота стала одноместной. Интерьер пассажирского салона был выполнен в викторианском стиле. По мнению опытных авиапутешественников он был красивее, чем у любого другого авиалайнера начала 1920-х. Благодаря большим окнам обзор стал лучше, чем у предшественника.
Самолет Fokker F.II
На прототип поставили двигатель BMW.IIIa. Первый полёт он совершил 20 ноября 1920 — пилот Хинчлифф ( W. G. R. Hinchliffe). По лётным качествам новый самолёт был сравним с F.II, хотя из-за более короткого фюзеляжа стал строже в управлении. Для опытных пилотов это не было проблемой, но новичкам освоить F.III было трудно. Пришлось увеличить высоту руля управления, но это не дало особого эффекта. Первые серийные образцы построили в Шверине, затем производство развернули на голландском заводе в Веере. Подобно F.II новый самолёт строили и на предприятии Грюлиха. Эти машины носили название Fokker-Grulich F.III.
Эксплуатацию самолёта начала авиакомпания «KLM» — 14 апреля 1921 года, на линии Амстердам — Лондон. Затем открылись линии в Бремен, Гамбург, Брюссель и Париж. Всего «KLM» заказала 16 самолётов. Эта компания использовала авиалайнер до 1930 года. F.III показал себя надёжной машиной, обеспечив регулярность перевозок. Крупным заказчиком была и российско-германская компания «Дерулюфт». Её флот насчитывал десять машин (по В.Б.Шаврову: «…было куплено 20 таких самолетов. С 1922 г. эти самолеты обслуживали аэролинию «Дерулюфта» Москва — Берлин, а позже аэролинию Москва — Минеральные воды.»). Самолёт обслуживал линию Москва — Кёнигсберг, которая открылась 1 мая 1922 года. Затем линию продлили до Берлина. В толстых крыльях этого самолёта пилоты любили возить в Москву контрабандные товары. В «Дерулюфте» F.III прослужили до 1932 года. Часть из них перепродали в «Укрвоздухпуть». Были эти машины и в «Добролёте» — летали на линии Москва — Минеральные Воды до 1930 года.
Много самолётов было у немецких авиакомпаний. Прежде всего в «Deutsche Aero Lloyd», затем в «Deutsche Lufthsnsa», на линиях которой служили до 1936 года. Там летали Fokker-Grulich F.III. Но в большинстве других стран эксплуатировали самолёты, изготовленные на голландском предприятии. География владельцев этого самолёта была значительно шире, чем у F.II. Он летал в компаниях ряда европейских стран, на Американском континенте и в Австралии. Кроме сухопутных машин был построен и гидросамолёт — F.IIIw, с двумя поплавками, удлинённым фюзеляжем и изменённым хвостовым оперением. Но об эксплуатации этого самолёта на линиях ничего неизвестно.
Конструкция самолета.
Одномоторный высокоплан классической схемы.
Фюзеляж — корпус прямоугольного сечения. Каркас сварной из стальных труб, обтянутый полотном. Впереди моторный отсек, за ним пилотская кабина. За кабиной пятиместный пассажирский салон. Впереди трёхместный диван, лицом назад, сзади два кресла, лицом вперёд.
Крыло — свободнонесущее, деревянной конструкции с толстым профилем. Обшивка из фанеры.
Оперение — с двумя подкосными стабилизаторами, но без киля — только руль направления.
Шасси — двухстоечное с хвостовым костылём. Стойки крепятся к фюзеляжу, на каждой стойке по одному колесу. Колеса соединены между собой осью.
Двигатель — на самолёт устанавливали несколько типов двигателей:
— BMW.IIIa — 184 л.с./136 кВт;
— BMW.IV — 238 л.с./176 кВт;
— BMW.Vа — 320 л.с./ 237 кВт;
— Gnome-Rhone «Jupiter».VI — 403 л.с./298 кВт — 9-ти цилиндровый радиальный;
— Gnome-Rhone «Titan» — 240 л.с./178 кВт 9-ти цилиндровый радиальный;
— «Hiero».IV — 230 л.с./170 кВт (на некоторых венгерских самолётах);
— Rolls-Royce «Eagle».VIII — 357 л.с./264 кВт;
— Armstrong Sidelley «Puma» — 238 л.с./176 кВт — 6-ти цилиндровый рядный, водяного охлаждения.
ЛТХ:
Модификация: Fokker F.III
Размах крыла, м: 17,60
Длина, м: 11,10
Высота, м: 3,70
Площадь крыла, м2: 39,10
Масса, кг
-пустого снаряженного: 1200
-нормальная взлетная: 2000
Тип двигателя: 1 х ПД Armstrong Siddеley «Puma»
-мощность, л.с.: 1 х 235
Максимальная скорость, км/ч: 160
Крейсерская скорость, км/ч: 135
Практическая дальность, км: 600
Практический потолок, м: 3200
Экипаж, чел: 1
Полезная нагрузка: до 5 пассажиров.
Легкий пассажирский самолет Fokker F.III.
Легкий пассажирский самолет Fokker F.III.
Легкий пассажирский самолет Fokker F.III.
Fokker F.III компании «KLM».
Fokker «Grulich» F.III компании «Deutsche Luft Hansa».
Самолет Fokker F.III компании «Дерулюфт».
Самолет Fokker F.III компании «Дерулюфт».
Fokker F.III с двигателем Gnome-Rhone «Titan».
Fokker F.III компании «KLM». Рисунок.
Fokker F.III компании «Deutsche Aero Lloyd». Рисунок.
Fokker F.III. Схема.
.
.
Список источников:
Владимир Быков. Авиалайнеры всех времён и народов. Fokker F.III
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Сайт «Уголок неба». 2012 г. страница: «Fokker F.III».