Пассажирский самолет Junkers F-13 (ПС-2).

Разработчик: Junkers
Страна: Германия
Первый полет: 1919 г.

Junkers F-13 — первый самолёт, изначально создававшийся как пассажирский. Не даром историки авиации называют его первым настоящим авиалайнером. Хотя F-13 испытал на себе влияние цельнометаллических военных самолётов профессора Гуго Юнкерса. И прежде всего штурмовика J-10, который в марте 1919 года был приспособлен для перевозки пассажиров. На его базе возник проект J-12 на три пассажира.

Разработка началась в декабре 1918 года. Главный конструктор — Отто Ройтер (Otto Reuter). В процессе работ было решено увеличить число мест до 4-х. Это повлекло за собой увеличение размеров фюзеляжа. Заново было спроектировано толстое крыло, что позволило поместить в него топливные баки. В результате размещение полезной нагрузки в фюзеляже стало более рациональным. Самолёт получил новый индекс — J-13, затем F-13. Одномоторную машину оснастили двигателем Mercedes D.IIIa — 159 л.с.

Из нескольких вариантов к дальнейшей разработке приняли схему моноплана с низко расположенным крылом и однокилевым оперением. Эта схема стала классической для большинства последующих авиалайнеров. Также как в случае с «Vickers Vimi Commercial» велись споры насчёт пилотской кабины — делать ли её открытой. В данном случае победу одержали сторонники закрытой.

Строительство прототипа «Herta» началось 3 февраля 1919 года. Несмотря на хаос, царивший в Германии из-за вооружённых столкновений различных политических группировок, работа над самолётом шла успешно. Постройка завершилась к 31 мая. Первый полёт состоялся 25 июня 1919 года (пилот Эмиль Монц — Emil Monz). Испытания проходили успешно. Этому способствовала установка более мощного мотора BMW.IIIa — 185 л.с. Уже в июле авиалайнер получил сертификат, позволявший использовать его на авиалиниях. В сентябре самолёт установил рекорд высоты — 6750 метров.

Однако не все было гладко. Неудачей закончились переговоры о поставке самолётов авиакомпании DLR. Энергичному Гуго Юнкерсу пришлось договариваться с другими клиентами. Лишние проблемы создали и политики стран-победителей. Через три дня после первого полёта F-13 они продиктовали Германии Версальский договор, который вводил серьёзные ограничения на производство самолётов в Германии как по количеству, так и по типам. Junkers F-13 вписывался в эти ограничения. Вдобавок союзники ввели запрет на экспорт немецких самолётов (вероятно, чтобы добить германскую авиапромышленность).

Выйти из трудной ситуации удалось благодаря заказам американского предпринимателя Джона М.Ларсена (John M.Larsen). Первый договор о поставках был заключён с ним в ноябре 1919 года. Чтобы обойти Версальские запреты немецкий и американский бизнесмены придумали незатейливую хитрость. Самолёты в разобранном виде доставлялись в США на пароходах, где собирались и продавались как изделия американской фирмы «Junkers-Larsen Aircraft Co.», под маркой Junkers-Larsen JL-6. Всего таким образом было поставлено 25 самолётов. С 1920 года их использовали в U.S.Air Mail, нескольких авиакомпаниях США и Канады, в промышленных компаниях, а также в американской армии. Американское почтовое ведомство с помощью F-13 наладило регулярную почтовую линию Нью-Йорк — Чикаго — Омаха. Затем её продлили до Сан-Франциско. Эксплуатация показала высокие качества авиалайнера, хотя и сопровождалась рядом аварий. В основном по вине американских пилотов, не имевших навыков полётов на монопланах. А также несанкционированных «улучшений» конструкции при сборке в США. Но при умелой эксплуатации самолёт показывал выдающиеся результаты. Так в сентябре 1921 американский экипаж Эдди Стинсона (Eddie Stinson) и Ллойда Бертода (Lloyd Bertaud) установил рекорд длительности беспосадочного полёта — 26 часов 5 минут 32 секунды, преодолев за это время 4270 километров.

Самолёт привлёк внимание и других держав-победительниц. В качестве репараций было построено ещё 23 самолёта. 7 для Франции, по 5 для Великобритании и Италии, по 3 для Бельгии и Японии. Но настоящая жизнь авиалайнера началась в 1922, когда были сняты самые жёсткие Версальские запреты. Самолёт начали заказывать германские авиакомпании (многие из которых были созданы не без помощи самого Гуго Юнкерса). Первыми в этом списке были «Danziger Luftpost» и «Lloyd Ostflug». Затем посыпались заказы из других стран. Производство шло по нарастающей, достигнув рекордной величины в 1925 году — в этом году выпустили 68 самолётов. В итоге Junkers F-13 стал самым массовым транспортным самолётом первого поколения. За 10 лет серийного производства было изготовлено 314 самолётов десятков модификаций. Причём F-13 собирался не только в Германии и США.

По данным В.Б.Шаврова в СССР авиакомпанией «Добролёт» было построено 5 лайнеров из советских материалов (в СССР их назвали ПС-2). Всего в нашей стране в эксплуатации находились 49 самолётов F-13. Первой была авиакомпания «Авиакультура». Взяв в аренду у Юнкерса три самолёта, она два летних месяца 1922 года совершала рейсы из Москвы в Нижний Новгород — в период действия Всероссийской ярмарки. С 1923 года их использовал «Добролёт» на линии Москва — Казань, позже и в Средней Азии. В 1930 году самолёт «Добролёта» открыл первую авиалинию на Дальнем Востоке — из Хабаровкса в Оху. Первый полёт совершил М.В.Водопьянов 9 января 1930 года. До начала 1930-х годов Junkers F-13 был основным авиалайнером этой авиакомпании. Кроме того в Европу летали самолёты советско-немецкой компании «Deruluft». Авиалайнеры «Junkers-Luftverkehr Russland» открыли первые линии на Кавказ.

Авиалайнер эксплуатировался на всех континентах, во всех климатических зонах. Самолёт был рекордсменом и по числу использовавших его авиакомпаний и по длительности работы на линиях — до начала 1940-х годов. Но он был и рекордсменом среди первых авиалайнеров по числу катастроф — всего разбилось 39 самолётов. Это не значит, что F-13 был самым ненадёжным самолётом. Если учесть количество выпущенных машин и общее время их эксплуатации, то коэффициент аварийности будет, пожалуй, самым низким. В этом заслуга прочной металлической конструкции. Низко расположенное толстое крыло при вынужденной посадке принимало главный удар на себя, сводя повреждения остальной конструкции к минимуму. А при посадке на воду оно выступало в качестве поплавка.

В целом, машина оказалась коммерчески успешной. Причиной тому были удобства для пассажиров — закрытый отапливаемый салон с отделкой, как в купе мягкого вагона. И удобства для авиакомпаний — простота в эксплуатации. Обслуживающий персонал был избавлен от возни с регулировкой растяжек и ухода за обшивкой, как у деревянных самолётов. У администрации меньше болела голова за сохранность конструции при содержании самолётов на открытых стоянках. Реже требовались ремонтные работы. Благодаря этому более дорогой самолёт (в 1,5 — 2 раза дороже его ближайших конкурентов) обходился в эксплуатации дешевле. Заложенные в его конструкции резервы были столь значительны, что позволили фирме «Junkers» создавать на его базе новые, более совершенные типы авиалайнеров еще десяток лет. Несколько этих самолётов сохранились до наших дней и представлены в авиационных музеях Германии, Венгрии, Франции и Швеции…

Конструкция самолета.

Цельнометаллический одномоторный низкоплан классической схемы.

Фюзеляж — корпус прямоугольного сечения, закруглённый сверху. Конструкция ферменная из дюралиевых секций. Обшивка дюралевая гофрированная. В передней части моторный отсек, затем закрытая пилотская кабина. За ней пассажирский салон на 4 человека — по 2 кресла в ряду. Между сиденьями первого ряда проход. Доступ в салон и пилотскую кабину через бортовые двери между первым и вторым рядом пассажирских кресел.

Крыло — свободнонесущее с толстым профилем. Конструкция ферменная их десяти труб, без ланжерона. Обшивка из тонкого гофрированного дюраля. Крыло состоит из центроплана и двух консолей.

Двигатель — один поршневой двигатель, установленный в моторном отсеке в носовой части фюзеляжа. В зависимости от модификации устанавливались следующие двигатели:
— BMW.IIIa — 185 л.с./138 кВт (F-13, F-13a, F-13b, F-13d, JL-6),
— BMW.IV — 317 л.с./235 кВт (F-13de),
— BMW.V — 358 л.с./265 кВт (F-13f),
— Junkers L2 — 263 л.с./195 кВт (F-13da),
— Junkers L5 — 297 л.с./220 кВт (F-13de, F-13h),
— Gnome Rhone «Jupiter» IV — 480 л.с./356 кВт (F-13g),
— Liberty L-12 — 400 л.с./294 кВт (F-13k, JL-12),
— Mercedes D.IIIa — 159 л.с./118 кВт (F-13, F-13a).

Винт двухлопастный, на первых экземплярах деревянный, с 1920 года металлический Junkers

Оперение — однокилевое, классической схемы.

Шасси — двухстоечное, по одному колесу на каждой стойке, с хвостовым костылём. На ряде экземпляров вместо колёс устанавливались стойки с двумя поплавками.

ЛТХ:

Модификация: F.13
Размах крыла, м: 14,47
Длина, м: 9,60
Высота, м: 4,10
Площадь крыла, м2: 34,50
Масса, кг
-пустого самолета: 950
-нормальная взлетная: 1650
Тип двигателя: 1 х ПД BMW.IIIa
-мощность, л.с.: 1 х 185
Максимальная скорость, км/ч: 170
Крейсерская скорость, км/ч: 140
Практическая дальность, км: 1400
Практический потолок, м: 4000
Экипаж, чел: 2
Полезная нагрузка: 4 пассажира.

1.Пассажирский самолет Junkers F-13.

Пассажирский самолет Junkers F-13.

2.Пассажирский самолет Junkers F-13.

Пассажирский самолет Junkers F-13.

3.Пассажирский самолет Junkers F-13.

Пассажирский самолет Junkers F-13.

4.Пассажирский самолет Junkers F-13.

Пассажирский самолет Junkers F-13.

5.F.13 компании Ad Astra Aero (Швейцария).

F.13 швейцарской авиакомпании «Ad Astra Aero».

7.Junkers F-13 в полете.

Junkers F-13 в полете.

7а.Junkers F-13 в полете.

Junkers F-13 на поплавках в полете.

8.Junkers F-13 на поплавках.

Junkers F-13 на поплавках.

Junkers F-13 на поплавках.

8в.Junkers F-13 после аварийной посадки.

Junkers F-13 после аварийной посадки.

Самолет «Добролета» Junkers F-13 «Моссовет» во время эксплуатации на авиалинии: Красноярск – Туруханск – Красноярск. Март 1926 г.

Поплавковый самолет «Добролета» Junkers F-13 «Моссовет» во время эксплуатации на авиалинии Иркутск — Якутск, на реке Лене. Лето 1926 г.

Самолет Junkers F-13 «Добролета».

Самолет Junkers F-13 «Добролета».

Самолет Junkers F-13 из агитационной эскадрильи.

Агитационный самолет ОСОАВИАХИМа Junkers F-13 на озере Шарташ, 1930 г. Фотофонд ГАСО.

8а.Юнкерс Ю-13

Один из самолетов Junkers F-13 эксплуатировавшийся в СССР.

8б.Junkers F-13 Добролета.

Junkers F-13 «Добролета» на лыжном шасси.

8г.Junkers F-13 ГВФ СССР.

Junkers F-13 ГВФ СССР.

8д.Ю-13 ВВС РККА после аварийной посадки.

Junkers F-13 ВВС РККА после аварийной посадки.

Кабина пилотов самолета Junkers F-13.

Пассажирский салон самолета Junkers F-13.

9.Junkers F-13 в авиамузее.

Junkers F-13 в авиамузее.

10.Junkers F-13 в авиамузее.

Junkers F-13 в авиамузее.

11.Junkers F-13 в авиамузее.

Junkers F-13 в авиамузее.

13.Junkers F-13 в авиамузее.

Junkers F-13 в авиамузее.

12.Junkers F-13 в авиамузее.

Junkers F-13 в авиамузее.

Проекции Junkers F-13. Рисунок.

15.Junkers F-13. Рисунок

Junkers F-13. Рисунок.

15а.Junkers F.13 Добролета. Рисунок

Junkers F.13 «Добролета». Рисунок.

17.Юнкерс F.13 Боливийских авиалиний. Рисунок.

Junkers F.13 «Боливийских авиалиний». Рисунок.

16.Юнкерс F.13. Иран. Рисунок.

Junkers F.13. Иран. Рисунок.

18.Junkers F-13. Схема.

Junkers F-13. Схема.

Junkers F-13. Схема.

.

.

Список источников:
Владимир Быков. Авиалайнеры мира. Junkers F-13.
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Junkers F.13».
Материалы сайта «История России в фотографиях».