Многоцелевая летающая лодка SIAI S.16.

Разработчик: SIAI
Страна: Италия
Первый полет: 1919 г.0.SIAI S.16bis

Первая летающая пассажирская лодка Конфленти SIAI S.16 появилась в 1919 году. Она сохранила вогнутый корпус своих предшественников, но имела более элегантный внешний вид. Самолет S.16 вполне может претендовать на звание самой успешной летающей лодки своего десятилетия. Кроме большого числа гражданских вариантов, были построены также военные варианты, которые нашли рынок сбыта.

Следующим вариантом лодки стала S.16bis. Этот вариант также являлся гражданским, сохранившим двигатель Fiat A.12bis самолета S.16, но имел упрочненный корпус, усиленные передние кромки крыла, увеличенный запас топлива и винт большего диаметра. На его базе был выпущен военный вариант — S.16bis M, с носовой кабиной для наблюдателя-стрелка и бомбодержателями под нижним крылом. В середине 1920-х годов ВМС Бразилии приобрели 15 самолетов S.16bis M.

Самолеты типа S.16bis M, вероятно, 20 машин были поставлены в Испанию, некоторые из них с двигателями Hispano-Suiza мощностью 300 л.с. 10 самолетов были построены по лицензии в Барселоне. Последним стал S.16ter — военный вариант, поставлялся в ВМС Италии с 1924 года. Он имел построенный компанией Fraschini двигатель Lorraine-Dietrich 12Db мощностью 400 л.с. Так же на базе S.16 был построен один экземпляр упрощенной тренировочной модели лодки, получившей обозначение S.23.

В 1923 году СССР закупил в Италии несколько трехместных летающих лодок С-16бис. Это был двухстоечный биплан с двигателем Фиат и четырехлопастным толкающим винтом. Деревянная лодка была очень прочной: каркас с 4-мм фанерной обшивкой оклеен полотном, ниже ватерлинии и по днищу поверх фанеры шла общивка из 4-мм досок шириной около 30 мм. По бортам доски сосновые, по днищу — тополевые (под 45° к оси лодки) и по ним — тиковые, на медных заклепках. Между слоями досок проложили просмоленное полотно.

После опытной эксплуатации первых С-16бис купили еще 50 экземпляров, они применялись в авиации Черного моря и несколько экземпляров на Балтике до конца 1931 года. На некоторых машинах стояли двигатели Lorraine-Dietrich в 450 л.с. Несколько машин передали в Управление Главсевморпути, они эксплуатировались в Сибири.

ЛТХ:

Модификация: S.16ter
Размах крыла, м: 15,50
Длина, м: 9,89
Высота, м: 3,67
Площадь крыла, м2: 52,00
Масса, кг
-пустого самолета: 1852
-нормальная взлетная: 2652
Тип двигателя: 1 х ПД «Lorraine Dietrich» 12Db
-мощность, л.с.: 1 х 400
Максимальная скорость, км/ч: 194
Крейсерская скорость, км/ч: 171
Практическая дальность, км: 1000
Макс. скороподъемность, м/мин: —
Практический потолок, м: 4000
Экипаж: 2-3
Вооружение: один 7,7-мм пулемет
Бомбовая нагрузка: легкие бомбы весом до 220 кг на бомбодержателях под нижним крылом.

1.Летающая лодка SIAI S.16bis

Летающая лодка SIAI S.16bis.

SIAI S.16 bis на воде.

Летающая лодка SIAI S.16bis.

2а.Летающая лодка S-16bis из состава Красного флота.

Летающая лодка SIAI S.16bis авиации Черноморского флота.

Летающая лодка SIAI S.16bis авиации Черноморского флота.

Летающая лодка SIAI S.16bis над Черноморским побережьем.

3б.SIAI S.16bis на воде.

Летающая лодка SIAI S.16bis «Митрофан Коровкин».

3в..

Летающие лодки SIAI S.16bis на авиабазе у Михайловской батареи. Севастополь.

3г..

Летчики авиации ЧФ у летающей лодки SIAI S.16 bis.

5.SIAI S.16 bis. Схема.

SIAI S.16 bis. Схема.

.

.

Список источников:
Г.Ф.Петров. Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999.
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «SIAI S.16».