Разведчик-бомбардирощик Ansaldo SVA.9 (10).

Разработчик: Ansaldo
Страна: Италия
Первый полет: 1918 г.0.СВА.9

В июне 1918 появилась двухместная версия самолета SVA-5, обозначенная SVA-9. Он получил крыло увеличенного размаха и большей площади, центральную часть фюзеляжа переделали под размещение второй отдельной кабины, размещенной между мотором и кабиной летчика (кабина штурмана-наблюдателя размещалась спереди). Двухместные самолеты предполагалось использовать как своего рода командные машины в группе одноместных SVA-5, а также в качестве учебно-тренировочных. Большой серией SVA-9 не строился, но как учебно-тренировочный использовался даже в первой половине 1930-х годов.

Довольно быстро выяснилось, что характеристики самолета SVA-9 не столь высоки, чтобы не опасаться атак вражеских истребителей. Тогда фирма «Ansaldo» предложила SVA-10 — вооруженный вариант SVA-9, на котором членов экипажа поменяли местами: летчик теперь располагался в передней кабине, а наблюдатель — в задней. В задней кабине также смонтировали пулемет на турели. Штатное вооружение дополняли два неподвижных синхронных пулемета, огонь из которых вел пилот, однако с целью снижения массы самолета обычно один из этих двух пулеметов снимали. На SVA-10 предусматривалась подвеска легких бомб, как и на SVA-5.

Выпускались они в вариантах с двумя типами двигателей. На SVA-10/IF стояли моторы Isotta-Fraschini Semi-Asso, а на SVA-10/SPA — 220-сильные моторы SPA-6A.

В итальянские авиационные эскадрильи самолеты SVA-10 начали поступать в 1918 году и оставались на вооружении до второй половины 1920-х годов.

Самолеты этого типа неоднократно бомбили Вену и другие крупные австрийские города. Правда, из-за небольшой бомбовой нагрузки эти налеты носили скорее пропагандистский характер.

20-30 машин приобрела Грузия (впоследствии — захвачены Красной Армией), 50 экземпляров закупил Советский Союз.

ЛТХ:

Модификация: SVA.10
Размах крыла, м: 9,10
Длина, м: 8,10
Высота, м: 2,95
Площадь крыла, м2: 26,90
Масса, кг
-пустого самолета: 730
-нормальная взлетная: 1065
Тип двигателя: 1 х ПД S.P.A. 6A (Isotta-Fraschini)
-мощность, л.с.: 1 х 220 (250)
Максимальная скорость, км/ч: 200
Крейсерская скорость, км/ч: 189
Продолжительность полета, ч.мин: 5.40
Скороподъемность, м/мин: 208
Практический потолок, м: 6000
Экипаж, чел: 2
Вооружение: один 6,5-мм турельный пулемет Fiat «Revelli», до 90 кг бомб.

1.Разведчик-бомбардировщик Ansaldo SVA.5 Primo.

Прототип SVA.9 — SVA.5 «Primo».

2.Разведчик-бомбардировщик Ansaldo SVA.10 ВВС Италии.

Разведчик-бомбардировщик Ansaldo SVA.10 ВВС Италии.

3.Ansaldo SVA.10 ВВС Италии.

Разведчик-бомбардировщик Ansaldo SVA.10 ВВС Италии.

4.Ansaldo SVA.10 ВВС Италии.

Разведчик-бомбардировщик Ansaldo SVA.10 ВВС Италии.

5.Самолеты Ansaldo SVA.10 на стоянках. Италия, 1922 г.

Самолеты Ansaldo SVA.10 на стоянках. Италия, 1922 г.

6а.SVA.10 Гражданского флота Италии.

SVA.10 Гражданского флота Италии.

6.Ansaldo SVA.10 ВВС Чили.

Ansaldo SVA.10 ВВС Чили.

7.Грузинские авиаторы у Ansaldo SVA.10.

Грузинские авиаторы у Ansaldo SVA.10.

8.Ansaldo SVA.10 на испытаниях в СССР.

Ansaldo SVA.10 на испытаниях в СССР.

9...

С.М.Буденный, Г.К.Орджоникидзе и командующий авиацией Закавказья Ф.А.Астахов у самолета Ansaldo SVA-10. Тбилиси, 1924 г.

10...

Этот Ansaldo SVA.10 был найден в 1956 году и отреставрирован. Самолет сохранил оригинальный мотор. Самолет находится в коллекции Фейфильда в Вашингтоне, штат Коннектикут.

11.SVA.9 ВВС Италии. Рисунок.

Ansaldo SVA.9 ВВС Италии. Рисунок.

12.Ansaldo SVA.10 ВВС Польши. Рисунок.

Ansaldo SVA.10 ВВС Польши. Рисунок.

13.Ansaldo SVA.10 ВВС Литвы. Рисунок.

Ansaldo SVA.10 ВВС Литвы. Рисунок.

Ansaldo SVA.9. Схема.

Ansaldo SVA.10. Схема.

.

.

Список источников:
Арон Шепс. Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты.
Вячеслав Кондратьев. Разведывательные самолеты Первой мировой войны.
Сайт «Уголок неба». 2010 г. страница: «Ansaldo SVA.9(10)».