Самолет-разведчик De Havilland DH.4.

Разработчик: Airco
Страна: Великобритания
Первый полет: 1916 г.

История самолета началась в 1916 году, когда в Европе уже вовсю полыхал пожар Первой Мировой войны. Неуклюжие летательные аппараты начала века мало подходили для реальных боевых действий, и конструкторы принялись срочно проектировать боевые самолеты, отвечавшие требованиям военных. В августе 1916 года Джеффри Де Хевиленд впервые поднял в воздух двухместный бомбардировщик DH.4 с аэродрома Хендон. В те годы, как правило, все авиационные конструкторы являлись еще и летчиками, сами испытывали свои машины. Биплан с классической для своего времени деревянной конструкцией с полотняной обшивкой и неубираемым шасси построили на заводе компании «Эйркрафт мануфактуринг Компани Лимитед» в Хендоне.

После первых полетов DH.4 перебазировался в Главную летную школу для проведения эксплуатационных испытаний. Данные нового самолета обнадеживали, и военные сразу проявили к нему повышенный интерес. Взлетный вес машины с полной заправкой и 230-фунтовой бомбой — 1430 кг, при этом максимальная скорость на высоте 3050 м достигала 174 км/ч, а эту высоту бомбардировщик набирал за 19 минут — характеристики для того времени просто блестящие.

Первый прототип оснащался 160-сильным двигателем «Beardmore-Halford-Pullinger» (BHP), а когда первые серийные бомбардировщики, вышедшие из цеха в Хендоне в начале 1917 года, получили более мощные Rolls-Royce «Eagle» 111 (270 л.с.), то данные самолета еще более улучшились. В дальнейшем бомбардировщик оснащался и другими моторами, но большую часть самолетов выпустили с «Иглами». На американские DH.4 ставили местные двигатели «Liberty-12».

В марте 1917 года 66-я эскадрилья первой получила новые машины и направилась во Францию. Основные задачи экипажей эскадрильи в небе Европы — бомбардировка немецких позиций. «Четверка» идеально подходила и для фоторазведки, имея максимальный потолок около 6700 м. На этой высоте практически ни один самолет не мог достать DH.4 и, казалось бы, экипаж в тишине и безмолвии мог спокойно заниматься своим делом. Но борьба с холодом и кислородным голоданием была не менее тяжелой, чем воздушная дуэль с «Альбатросами». Чтобы не обморозиться, летчик и наблюдатель натирали лицо китовым жиром и надевали специальные замшевые маски, защищавшие от пронизывающего холода. Сказывался и недостаток кислорода, причем гораздо тяжелей его переносил наблюдатель, поскольку ему приходилось постоянно двигаться, обслуживая громоздкую фотокамеру.

Удачные самолеты всегда выпускались в больших количествах. Не стала исключением и «четверка» Джеффри Де Хевиленда. К концу 1918 года в Англии их выпустили 1449 экз. и еще 2500 экз. — собрали по лицензии в США. Самолет воевал на всех участках Первой Мировой войны, а после окончания боевых действий в Европе часть «четверок» Англия продала в другие страны. В 1920-х годах DH.4 вошли в состав ВВС Испании, Бельгии, Греции и Японии.

Заинтересовались удачным самолетом и гражданские авиакомпании. С 1919 года над Ла Маншем можно было видеть «демобилизованные» DH.4 английской компании «AT&T». Часть машин приобрела бельгийская фирма «SNETA» для перевозки пассажиров и грузов. На пассажирском варианте место летчика осталось открытым, а кабина для 2-3 пассажиров выполнялась закрытой и имела остекление. Использовались гражданские DH.4 также в Австралии, странах Латинской Америки и, естественно, в США, где «четверок» выпустили больше всего. Американцы испытали на самолете различное авиационное оборудование, а в 1923 году на двух DH.4 и дозаправку топливом в воздухе.

Удачный бомбардировщик собирались выпускать по лицензии и в России, и к концу 1917 года англичане передали основную часть чертежей на московский завод «Дукс». Но с началом революции и гражданской войны ни о какой серийной постройке речи не шло. Выпуск ДХ-4 начали только в 1921 году на заводе ГАЗ № 1 (после национализации завод «Дукс» 28 июня 1918 года был переименован в Государственный Авиационный Завод № 1), на самолеты устанавливали имевшиеся на складах итальянские двигатели FIAT А-12. Было выпущено 20 самолетов. Самолет стоял на вооружении авиации Красной Армии до середины 20-х годов. Кроме этого самолет состоял на вооружении белых армий Деникина и Врангеля, участвуя в боях на Волге и на юге России, в 1919 году 10 машин с двигателями «Либерти» и 2 с «Иглами» были захвачены красными.

Выпускавшийся на ГАЗ №1 D.H.4 имел два радиатора, смонтированных по бортам носовой части фюзеляжа, или один, установленный над центральной секцией верхнего крыла. Для полетов в зимних условиях колеса заменяли на лыжи. В 1923 году один самолет усовершенствовали, установив на нем стальные трубчатые подкосы крыла обтекаемой формы. В 1924 году еще одну машину оснастили крыльями с более толстым профилем, разработанными В.В.Калининым и В.Л.Моисеенко, а также двигателем «Maybach» в 260 л.с. Однако эти усовершенствования почти не повлияли на летные качества самолета. Одновременно была начата серия D.H.9 с двигателем «Daimler» такой же мощности.

Общее количество «Де Хэвиллендов» — как отечественной постройки, так и трофейных, используемых Красным Воздушным Флотом, в 1921 году довели до 50-60 единиц. Производство D.H.4 прекратилось в 1923 году, на сборочных линиях ГАЗ №1 его заменил D.H.9.

Именно DH.4 и его более совершенный вариант DH.9 послужили основой для первого советского самолета-разведчика Р-1.

ЛТХ:

Двигатель: 1 х ПД Rolls-Royce «Eagle» VII / Liberty-12 / FIAT А-12
-мощность, л.с.: 360 / 400 / 240
Длина, м: 9,05 / 9,2 / 9,4
Размах крыла, м: 12,95 / 12,95 / 13,04
Вес пустого, кг: 1050 / 1290 / 1160
Вес взлетный, кг: 1515 / 1800 / 1585
Макс. скорость, км/ч: 193 / 188 / 151
Потолок практический, м: 6000 / 6200 / 4000
Продолжительность полета, ч: 3,5 / 3,5 / 3
Дальность полета, км: 600 / 600 / 450
Вооружение: 2-3 пулемета, 200 кг бомб.

DH.4 первых серий ВВС Великобритании.

DH.4 первых серий ВВС Великобритании.

DH.4 поздних серий ВВС Великобритании.

DH.4 с двигателем Liberty-12 ВВС США.

DH.4 ВВС США во время испытаний по дозаправке в воздухе. 1923 г.

Транспортно-пассажирский вариант самолета — DH.4A.

Один из самолетов ДХ-4 с двигателем FIAT А-12 собранных на з-де ГАЗ № 1 в 1921 году. В центре, среди рабочих стоит инженер Н.Н.Поликарпов.

Один из самолетов ДХ-4 с двигателем FIAT А-12 собранных на з-де ГАЗ № 1 в 1921 году.

Один из самолетов ДХ-4 с двигателем FIAT А-12 собранных на з-де ГАЗ № 1 в 1921 году.

DH.9 в полете.

Де Хевиленд-4 постройки завода ГАЗ № 1. Рисунок.

Проекции De Havilland DH.4 английских ВВС. Рисунок.

DH.4A компании AT&T. Рисунок.

De Havilland DH.4. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Вячеслав Кондратьев. Бомбардировщики Первой мировой войны.
Авиация и Космонавтика. Владимир Перов, Олег Растренин. Пехотный самолет.
Крылья Родины. Сергей Колов. Универсальная четверка Джеффри Де Хевиленда.
История Отечественной авиапромышленности. Серийное самолетостроение. 1918-1928.