Самолет-разведчик Ю-21 (Ju.21).

Разработчик: Junkers
Страна: Германия
Первый полет: 1923 г.

В 20-е годы получил распространение довольно простой и эффективный, хотя и дорогой, способ изучения зарубежного опыта — заключение концессионных договоров с иностранными фирмами. В 1923 году такое соглашение заключили с фирмой Юнкерса, ей были переданы пустовавшие помещения Русско-Балтийского завода в Филях под Москвой для организации там выпуска цельнометаллических самолетов. Контрактом предусматривалось строительство на этом заводе машин нескольких типов — пассажирских, учебных, разведчиков.

В феврале 1923 года года конструктор фирмы «Junkers Flugzeugwerke» Эрнст Циндель закончил проект самолета-разведчика Ju.21 на базе учебно-тренировочного самолета T19. Этот самолет был спроектирован специально для СССР, по схеме представлял из себя моноплан с крылом типа «парасоль». Первый экземпляр самолета (c/n 354), оборудованный двигателем BMW.IIIa, был готов в июне этого же года. В следующем месяце выпустили и второй опытный самолет (c/n 355). К тому времени самолеты сменили обозначение на T21.

Затем оба самолета были разобраны и доставлены на завод в Филях, где после их тщательного изучения было начато серийное производство с двигателями BMW.IIIb мощностью 185 л.с., явно слабым для разведчика. Серийные самолеты получили обозначение Ju.21 (или Ю-21 в ВВС РККА). В ходе выпуска самолетов они постоянно дорабатывались, менялась конструкция и устанавливались новые двигатели — BMW.IVa, «Junkers» L2 и «Junkers» L5. Кроме того советские Ю-21 получили вооружение — два неподвижных пулемета у пилота и один на турели у наблюдателя. Всего в течении четырех лет было произведено 122 экземпляра самолета, они использовались для связи, аэрофотосъемки, а чаще — для доставки почты.

Предприятие Юнкерса развития у нас не получило, но с особенностями технологии производства металлических аэропланов наши специалисты познакомиться сумели. Уже с 1926 года в Филях начался выпуск советских цельнометаллических самолетов — сначала опытных, а затем и серийных. Некоторое время их делали из закупавшегося в Германии дюраля — так в то время назывался сплав алюминия с медью, но в дальнейшем выпуск отечественного кольчугалюминия позволил отказаться от разорительного импорта. А уже в 1927 году концессия Юнкерса была ликвидирована и первым советским серийным цельнометаллическим самолетом стал Р-3 (АНТ-3) конструкции А.Н.Туполева.

ЛТХ:

Тип: Ю-21(Ju-21)
Длина самолета, м: 7,8
Размах крыла, м : 13,3
Площадь крыла, м2: 21,7
Вес, кг:
-пустого: 913
-взлетный: 1350
Двигатель, тип: 1 х ПД BMW-IIIb; BMW-IVa; Junkers L2; или Junkers L5
-мощность, л.с.: 1 х 185
Максимальная скорость, км/ч: 179
Потолок, м: 5600
Время набора высоты 3000 м, мин: 15,4
Продолжительность полета, ч: 2,5
Разбег, м: 350
Пробег, м: 160
Вооружение: 1 х 7,62-мм пулемёт

1.Опытный самолет Т21

Опытный самолет Т.21.

1а.Опытный T21.

Опытный самолет Т.21.

1б.Самолет T21 на испытаниях.

Опытный самолет Т.21.

1в.Серийный Ю-21.

Серийный самолет-разведчик Ю-21.

1г.Сотый серийный Ю-21

Сотый серийный Ю-21.

Самолет-разведчик Ю-21 «Тюменский крестьянин».

3.Разведчики Ю-21 на аэродроме. 1927 г.

Самолеты-разведчики Ю-21 на аэродроме. 1927 г.

6а.Разведчики Ю-21 на стоянках.

Самолеты-разведчики Ю-21 на стоянках.

Пассажирский Юнкерс F.13 и самолет-разведчик и Ю-21.

Ю-21 борт № СССР-Ф15 для аэрофототопографической съемки.

Почтовый Ю-21 из состава «Добролета».

5.Ю-21 после аварийной посадки

Ю-21 после аварийной посадки.

6.Летчики и техники возле Юнкерса Ю-21 .

Летчики и механики возле самолета Ю-21.

Летчики и механики возле самолета Ю-21.

Ю-21 (Ju-21) ВВС РККА. Рисунок.

7а.Ю-21. Рисунок.

Ю-21 ВВС РККА. Рисунок.

.

.

Список источников:
АвиаМастер. В.Котельников. Красные звезды Туркестана.
Сайт «Уголок неба». 2014 страница: «Junkers Ju.21 (T.21)».