Ночной самолет-разведчик F-3.
Разработчик: Douglas
Страна: США
Первый полет: 1940 г.
Douglas F-3 — ночной самолет-фоторазведчик, двухмоторный цельнометаллический моноплан. Трехколесное убирающееся шасси с носовой стойкой. Экипаж — 3 чел. Разведывательный вариант среднего бомбардировщика А-20 «Хэвок». Проектирование последнего было начато в «Нортроп авиэйшн корпорейшн» под руководством Дж.Нортропа и Э.Хейнемана. Впоследствии эта фирма была поглощена «Дуглас эйркрафт» и доводкой самолета руководил Э.Уэйденхеймер. Самолет «модель 7В», ставший опытным образцом бомбардировщика А-20, впервые взлетел 26 октября 1938 года. Серийное производство велось с октября 1939 года.
Первый опытный образец разведчика, XF-3 (на базе модификации А-20), построили в марте 1940 года. За ним последовала опытная серия из трех YF-3, отличавшихся друг от друга. От серийного производства разведчика О-53 (на базе бомбардировщика А-20В) отказались. Лишь в январе 1944 года модификационным центром в Дэггете была начата пробная переделка бомбардировщиков A-20J, выпускавшихся заводом «Дуглас» в Эль Сегундо. Серийную доработку вели с июля 1944 года. Всего выпущено 46 F-3A на базе бомбардировщиков типов A-20J и А-20К.
F-3A состояли на вооружении только ВВС армии США, с мая 1944 года.
YF-3 начиная с 1942 года применяла для аэрофотосъемки на Аляске картографическая служба американской армии. F-3A с мая 1944 года и до конца войны действовали на фронте во Франции и Германии. На них летала 155-я ночная разведывательная эскадрилья. В качестве разведчиков служили также бомбардировщики А-20В, они использовались американскими частями в Англии с осени 1942 года.
Бомбардировщики «Бостон» разных модификаций иногда применялись как разведчики и британскими Королевскими ВВС в Европе, на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
В СССР в больших количествах переделывали в разведчики самолеты модификаций «Бостон» Мк.III и Мк.IIIA (первоначально предназначенные для британских ВВС и отличавшиеся по оборудованию и вооружению), А-20В, А-20С, A-20G, позднее также A-20J и А-20К, устанавливая дополнительные бензобаки (в бомбоотсеке) и фотоаппаратуру (в бомбоотсеке и кабине стрелка-радиста). На самолетах А-20В и А-20С иногда при этом заменяли вооружение на отечественное. Существовало много вариантов комплектации и размещения фотоаппаратов. У нас все эти машины обычно именовали на английский манер — «бостонами».
У советских разведчиков на базе А-20 экипаж — 4 чел., вооружение состояло из пулеметов: 7 x 7,62, 6 x 7,62+1 x 7,69, 9 x 7,62, 4 x 12,7, 5 x 12,7, 9 x 12,7. На некоторых машинах устанавливались гранатометы ДАГ-10 или пусковые балки НУР РС-82 (для стрельбы назад). Самолеты полностью или частично сохраняли бомбовую подвеску (с нагрузкой от 400 до 1800 кг).
Первые разведчики на базе А-20 начали эксплуатироваться с апреля 1942 года на Кавказе. С лета того же года применялись и сухопутной, и морской авиацией на различных фронтах и флотах. Переоборудованные машины входили в состав дальнеразведывательных полков Ставки ВГК (стратегической разведки), отдельных разведывательных полков и эскадрилий и обычных бомбардировочных полков.
Первый случай широкого использования разведчиков на базе А-20 — съемка позиций немцев перед наступлением под Сталинградом. Позднее их применяли в Белоруссии, на Украине, в Карелии и Прибалтике.
В морской авиации А-20 как разведчики служили с мая 1942 года, когда на Черноморском флоте организовали внештатную разведывательную эскадрилью, включавшую машины типов А-20В и «Бостон» Мк.III. С февраля 1943 года они появились на Балтике, а с марта того же года — на Северном флоте. В мае 1943 года один из североморских «бостонов» впервые сфотографировал порт Нарвик в Норвегии.
В завершающей фазе войны эти самолеты активно фотографировали объекты в глубоком тылу немцев. Они снимали Констанцу, Сулин, Плоешти, Варшаву, Бухарест, Афины, Белград, Будапешт. Иногда попутно наносились и бомбовые удары. Машины, переделанные из бомбардировщиков А-20, к концу Великой Отечественной войны являлись самым массовым типом дальнего разведчика в советских ВВС. Они участвовали в подготовке Берлинской операции в марте — апреле 1945 года и в боевых действиях на Дальнем Востоке в августе того же года. Авиация Тихоокеанского флота получила разведчики А-20К в середине 1945 года. Во время войны с японцами они снимали южную часть Сахалина, Курильские о-ва и собственно Японию — о. Хоккайдо.
Производство F-3A прекратили в сентябре 1944 года. С вооружения ВВС армии США их сняли в конце 1945 года.
Переделка самолетов в Советском Союзе продолжалась и после окончания Великой Отечественной войны. В качестве разведчиков они эксплуатировались в ВВС и морской авиации до середины 1950-х годов. Во время войны в Корее советские А-20 вели разведку над морем вблизи района боевых действий. Они также служили в отдельных аэрофотосъемочных эскадрильях, где все вооружение с самолетов демонтировалось.
С апреля 1946 года А-20 передавали авиаотрядам Главного управления геодезии и картографии. Эти машины летали в основном на Крайнем Севере и в Сибири до 1952 года, где участвовали в картографической съемке отдаленных районов.
ЛТХ:
Модификация: F-3A
Размах крыла, м: 18,69
Длина, м: 14,63
Высота, м: 5,36
Площадь крыла, м2: 43,20
Масса, кг
-пустого: 7200
-норм. взлетная: 10851
Двигатель: 2 х ПД Wright R-2600-29
-мощность, л.с.: 2 х 1850
Максимальная скорость, км/ч: 468
Крейсерская скорость, км/ч: 352
Практическая дальность, км: 953
Практический потолок, м: 7150
Экипаж, чел: 4
Вооружение: 3 х 12,7-мм пулемета, бомбы только осветительные.
YF-3 из опытной серии.
Серийный F-3.
Серийный F-3.
Серийный F-3.
Разведывательный А-20В ВВС СССР.
Разведывательный «Boston» Мк.III ВВС СССР.
F-3A. Схема.
.
.
Список источников:
Владимир Котельников. Дальние и высотные разведчики 1939-1945.
Владимир Котельников. «Бостоны» в Советском Союзе.
Сайт «Уголок неба». 2015 г. страница: «Douglas F-3».