Ударный самолет A-20A (B) «Havoc».

Разработчик: Douglas
Страна: США
Первый полет: 1940 г.

После того, как на DB-7 выдали заказы французы, но раньше чем это сделали англичане, его наконец-то признал штаб Авиационного корпуса армии США. Но французский вариант американским военным не понравился. Они потребовали внесения изменений, близких к сформулированным англичанами. В июне 1939 года Авиационный корпус заказал две модификации: А-20 с турбонагнетателями на мощных моторах Райт R-2600-7 (1700 л.с.) и А-20А с двигателями R-2600-3 (1600 л.с.) без турбонаддува. В обоих случаях предусматривались удлиненные мотогондолы, как на DB-7A и DB-7B. По контракту фирма должна была поставить 63 А-20 и 123 А-20А.

Эти самолеты должны были сменить на вооружении старые штурмовики Нортроп А-17А. Тем самым официально подвели итог конкурса 1938 года. Один из бывших соперников, NA-40, который был больше по размерам и тяжелее, чем «Дуглас», вскоре тоже был принят в США на вооружение, но как средний бомбардировщик В-25. Мартин 167 стали выпускать для экспорта во Францию, а затем в Англию (как «Мэриленд» Мк.I).

А-20 и А-20А считались уже не штурмовиками, а легкими бомбардировщиками. Это же относилось ко всем самолетам подобного назначения. Но обозначение «А» оставили.

В июне 1940 года последовал дополнительный заказ на 20 А-20А. Обозначение не менялось. но эта партия должна была получить более мощные двигатели R-2600-11 (1690 л.с.). С учетом экспортных контрактов количество машин стало столь велико, что Дональд Дуглас был вынужден начать переговоры с фирмой «Боинг» о лицензионном производстве А-20А.

Чуть позже, в октябре, для американской армейской авиации заключили огромный контракт на поставку 999 легких бомбардировщиков А-20В и 1489 разведчиков О-53. Самолет О-53 должен был отличаться от А-20В только наличием дополнительного фотооборудования. Ни одного О-53 впоследствии не построили.

Производство А-20 и А-20А развернули в конце осени 1940 года. Самолет А-20А был ближе к уже выпускавшимся экспортным модификациям, поэтому начали с него. Первый А-20А выкатили из цеха в декабре. Эти самолеты были некрашеными, серебристыми. Позже они стали оливково-зелеными сверху и с боков и нейтрально-серыми (без голубоватого или желтоватого оттенка) снизу.

А вот производство А-20 ограничилось единственным, фактически опытным, экземпляром. Он был по счету 15-м. Турбонагнетатели смонтировали в коробах на наружных сторонах мотогондол. Конструкция получилась громоздкой и создавала большое добавочное сопротивление. В первых же полетах столкнулись с перегревом турбины. А вот ожидаемого выигрыша в летных данных в общем-то не получили. Тогда турбонаддув рассматривали лишь как средство улучшения высотных характеристик двигателя. Приводной нагнетатель отнимал часть по лезной мощности от коленчатого вала. А турбину крутили выхлопные газы, которые все равно пришлось бы выбросить за борт — выгода налицо. Но турбонагнетатель для А-20 получился явно неудачным. Вопрос решили просто: зачем легкому бомбардировщику турбонаддув, его область применения — малые и средние высоты. Там можно обойтись и приводным нагнетателем, причем потери будут приемлемы. Поэтому три незавершенных А-20 доработали в опытные фоторазведчики. Единственный же собственно А-20 позже превратили в опытный образец тяжелого ночного истребителя Р-70.

А-20А имели моторы R-2600-3 (последние 17 машин — R-2600-11) и вооружение из девяти 7,62-мм пулеметов (четыре находились в носу, два сверху в задней кабине, один там же внизу в люке и два в мотогондолах). Все пулеметы были типа «Браунинг». В отличие от английских «Виккерсов» американские турельные пулеметы питались лентой, но из съемных подствольных коробов. Лента в них была короткой, и короба приходилось менять, как магазины.

Самолет мог нести фугасные, осколочные и химические бомбы разных калибров. Самой большой являлась бомба в 1100 фунтов (480 кг), при ее подвеске в бомбоотсеке уже больше ничего не помещалось. Первые серии бомбардировщиков отличались вентиляционными щелями на боках капотов моторов, как на DB-7A. По каким-то причинам их сдавали без передних пулеметов, каплевидные выступы там, где должна была располагаться их вторая пара, отсутствовали, далее они стали стандартными. А вот пулеметы в мотогондолах ставили не всегда.

На 17 А-20А смонтировали бензобаки упрощенной конструкции без протектирующего слоя. Эти машины позже переименовали в А-20Е.

Один А-20А отдали морской авиации, где его переименовали в BD-1. Машину использовали как скоростной буксировщик мишеней для воздушной стрельбы. Убедившись в том, что эксперимент прошел успешно, моряки попросили выделить еще несколько машин, но получили отказ.

В апреле 1941 года первые А-20А приняли летчики 3-й легкобомбардировочной группы (полка), базировавшейся возле города Саванна в штате Джорджия. Она состояла из четырех эскадрилий. За ней последовала еще одна группа — 27-я. К этому времени Авиационный корпус переименовали в ВВС армии США. Летом А-20А поступили в 33-ю учебную эскадрилью, где стали готовить экипажи для новых бомбардировщиков. В октябре А-20А приняли участие в осенних маневрах американской армии. Еще две группы, 47-я и 48-я, успели получить «дугласы» до зимы 1941 года.

В Зоне Панамского канала, тогда контролировавшейся американцами, разместили 59-ю отдельную эскадрилью.

В конце года первые «Хэвоки», как назвали новые самолеты в США, отправились за океан: ими начали комплектовать 58-ю эскадрилью на Гавайях. Там на аэродроме Хикам 7 декабря 1941 года эскадрилья угодила под налет японской авиации, разгромившей военно-морскую базу Перл-Харбор. 58-я тогда отделалась легко — сгорели всего два ее А-20А. Но остальные не смогли подняться в воздух и принять участие в поисках японских кораблей. С этого момента прошло более полугола, прежде чем «Хэвоки» продолжили свою боевую карьеру на Тихом океане.

Сдачу последних А-20А завершили в сентябре 1941 года. Далее для американской военной авиации выпускали А-20В. Он получил моторы R-2600-11, остекление носовой части по типу DB-7A (чертежи которого и использовали), модернизированный под горизонтальную (вместо вертикальной) укладку бомб задний бомбоотсек. Последнее позволяло повысить точность бомбометания. На этой модификации впервые предусмотрели размещение дополнительных топливных баков в бомбоотсеке. Их собирались использовать при перегонке бомбардировщиков на большие расстояния.

Первоначально А-20В проектировался с мощным оборонительным вооружением: две дистанционно управляемые турели стояли сверху и снизу (над и под кабиной стрелка, как впоследствии на А-26) и третья — в носу. Каждая несла по спарке пулеметов калибра 7,62 мм. Так и выглядел опытный ХА-20В, построенный на базе серийного А-20А в середине 1941 года. Однако, такое вооружение, по-видимому, показалось слишком тяжелым и громоздким, а турели — недостаточно надежными. Поэтому на серийных А-20В вернулись к старой компоновке. Пулеметов стало меньше, но калибр их возрос. Теперь спереди стояли только два пулемета (12,7-мм), каплевидные обтекатели второй пары пулеметов исчезли. Крупнокалиберный пулемет монтировался и у стрелка сверху. Питался он также, как старый, калибра 7,62 мм, — короткой лентой из подствольного короба. В нижнем люке по-прежнему остался пулемет калибра 7,62 мм. Сохранили на А-20В и гондольные, направленные назад, установки — по типу DB-7В и А-20А (их, правда, опять ставили не на всех машинах). Гидравлический привод открытия створок бомбоотсека дополнили аварийным механическим.

ХА-20В позже оснастили 37-мм пушкой в носовой части фюзеляжа и переименовали в XA-20F. На этом самолете устанавливались две дистанционно управляемые турели фирмы «Дженерал Электрик», каждая с парой 12,7-мм пулеметов. Одна монтировалась над хвостовой частью фюзеляжа, а другая — под ней.

XA-20F с двумя дистанционно управляемыми турелями.

XA-20F с 37-мм пушкой в носовой части.

А-20В выпускали два предприятия — в Санта-Монике делали A-20B-DО, а в Лонг-Биче — A-20B-DL, имевшие небольшие отличия по комплектации. В США большая часть самолетов этого типа попала в учебные части. На фронте их получили одна группа в Марокко и одна разведывательная эскадрилья в Англии. Восемь А-20В получил американский флот. Под названием BD-2 их использовали для буксировки мишеней при учебных стрельбах.

А-20В стал основой для проекта A-20D. Это был облегченный вариант с моторами R-2600-7 с гурбонаддувом и увеличенным запасом горючего. Бензобаки у него не протектировались, что и дало небольшой выигрыш в свободном объеме. Но проект сочли бесперспективным и от постройки опытного варианта отказались.

Всего выпустили 999 машин этой модификации, из них 334 поступили на вооружение американской авиации, а 665 передали Великобритании и Советскому Союзу. Позднее, и те самолеты, что достались британцам, были переправлены в СССР. На А-20В сверху стоял крупнокалиберный пулемет, но в прежней шкворневой установке. Ненамного изменилось в лучшую сторону и бомбовое вооружение. Сочли, что такой вариант также не устраивает и его тоже стали переделывать.

В декабре 1942 года на испытания представили самую простую переделку этой модификации — штатные американские бомбодержатели (их у А-20В стояло шесть внутри и четыре снаружи) просто доработали под наши бомбы. А в июне 1943 года в НИПАВ опробовали уже более глубокую переработку: во внутренних бомбоотсеках смонтировали наши кассетные бомбодержатели Дер-21, рассчитанные в сумме на 16 бомб ФАБ-100, а снаружи установили Дер-19П для бомб калибром до 250 кг. Дер-21 позволяли вставить в бомбоотсеки кассеты мелких бомб КМБ под авиабомбы АО-2,5, АО-10, АО-25, ЗАБ-2,5 и ампулы АЖ-2 (обычно заливавшиеся самовоспламеняющейся жидкостью). Снаружи предусмотрели подвеску химических выливных приборов ВАП-250. Смонтировали бомбосбрасыватель ЭСБР-6, прицелы ОПБ-1Р и НКПБ-7. В итоге максимальная бомбовая нагрузка (при взлете с бетона) возросла до 2000 кг.

Замене бомбового вооружения подверглись в общей сложности более 600 самолетов, в том числе несколько сот А-20В. Изменения в оборонительном вооружении машин этого типа сводились в основном к установке верхней турели УТК-1. Но в турели монтировался не советский пулемет УБТ, а американский «Colt-Browning», снятый со штатной шкворневой установки. 31 октября 1942 года заместитель командующего ВВС Ворожейкин обратился к НКАП с просьбой срочно доработать по этой схеме 54 А-20В.

A-20B с советской верхней турелью УТК-1.

ЛТХ:

Модификация: A-20B
Размах крыла, м: 18,58
Длина, м: 14,42
Высота, м: 4,83
Площадь крыла, м2: 43,20
Масса, кг
-пустого самолета: 6700
-нормальная взлетная: 9950
Двигатель: 2 х ПД Wright R-2600-11 Сyclone
-мощность, л.с.: 2 х 1600
Максимальная скорость, км/ч: 560
Крейсерская скорость, км/ч: 420
Практическая дальность, км: 1320
Скороподъемность, м/мин: 610
Практический потолок, м: 8650
Экипаж, чел: 3
Вооружение: 3 х 12,7-мм пулемета, три (чаще один) 7,62-мм пулемета, 680 кг бомб (нормально), 1090 кг (максимально).

Опытный A-20A.

Опытный A-20A.

Опытный A-20A.

Ударный самолет A-20A.

Ударный самолет A-20A.

Ударный самолет A-20A.

Ударный самолет A-20A.

Ударный самолет A-20A.

Ударный самолет A-20A.

Ударный самолет A-20В.

Ударный самолет A-20В.

Ударный самолет A-20В.

Ударный самолет A-20В.

Ударный самолет A-20В.

Советские летчики у А-20В.

Кабина пилота A-20B.

А-20В USAAF. Рисунок.

А-20В ВВС СССР. Рисунок.

А-20В авиации Черноморского флота ВМФ СССР. Рисунок.

А-20В авиации Черноморского флота ВМФ СССР. Рисунок.

.

.

Список источников:
Война в воздухе-92. С.В.Иванов А-20 Boston/Havoc.
Владимир Котельников. Краснозвездные «американцы» Сталина. A-20 «Бостон».
Сайт «Авиация Второй Мировой». К.Ю.Косминков. A-20 (DB-7) в НИИ ВВС.
Сайт «Уголок неба». 2015 г. страница: «Douglas A-20A (B)».
Материалы сайта «Палитра крыла».