Фронтовой истребитель P-40B (C) «Tomahawk».

Разработчик: Curtiss Wright
Страна: США
Первый полет: 1940 г.

Первую партию из 140 истребителей Р-40, англичане получили в исходной французской модификации. Эти машины англичане назвали «Томагаук» Мк.I, чтобы отличить их от «своих», которые теперь стали именоваться «Томагаук» Мк.II. В Англии на истребители «Томагаук» Мк.I установили английское оборудование, пулеметы калибра 7,69 мм в крыльях, внесли ряд мелких изменений, в частности поменяли сектора газа — французы для увеличения оборотов двигателя тянули ручку назад, а по английским нормам нужно было двигать ее вперед.

Однако англичане сочли французские машины непригодными для боевых операций. По своим характеристикам они вряд ли могли тягаться с немецкими «мессершмиттами», а отсутствие бронезащиты и протектирования баков делало их очень уязвимыми. Поэтому всю партию «Томагауков» Мк.I использовали как учебные машины для переподготовки летчиков на будущие «Томагауки» Мк.II.

«Томагауки» Мк.II появились к концу 1940 года. Сюда вошла и часть французского заказа (90 самолетов, которые еще не были готовы к моменту смены заказчика). Эти самолеты также оборудовались по стандарту «Томагаука» Мк.II. Первые 110 самолетов назывались «Томагаук» Мк.IIA (на них были установлены английские радиостанции и кислородное оборудование), а остальные 930 — «Томагаук» Мк.IIВ (с американским оборудованием). На этих истребителях спереди в фонаре стояло 38-миллиметровое бронестекло, а летчика защищала спереди и сзади броня толщиной 7-9 мм.

Усвоив данные англичанами уроки, американцы начали внедрять новшества «Томагауков» и на самолетах для Авиационного корпуса США. С весны 1941 года американские летчики стали получать усовершенствованную модификацию Р-40В, практически аналогичную «Томагауку» Мк.IIВ, но с американским прицелом (без характерных для английских самолетов мушки и кольца на капоте) и только с двумя пулеметами калибра 7,62 мм в крыльях. Р-40В, естественно, стал тяжелее: «сухой» истребитель теперь весил 3322 кг против 3078 кг у Р-40. Поскольку двигатель остался тем же, то летные характеристики истребителя неизбежно ухудшились: максимальная скорость уменьшилась на 8 км/ч, «пострадала» маневренность.

После появления новой модификации Р-40В старые Р-40 стали постепенно вытесняться в учебные подразделения. Выпустив 131 самолет Р-40В, с апреля 1941 года на конвейер поставили новую модификацию Р-40 с четырьмя пулеметами в крыльях. По сравнению с Р-40 секундный залп увеличился практически вдвое. Р-40С мог нести под фюзеляжем подвесной бак, что почти в полтора раза увеличивало дальность полета. На самолете смонтировали новую радиостанцию SCR-247. Но вес опять вырос и дошел уже до 3654 кг, что, конечно, не пошло на пользу летным характеристикам машины. Выполняя все растущие заказы, завод работал на полную мощность. Р-40С был изготовлен в 193 экземплярах. Для экономии времени заводские испытатели частенько вылетали на облет только что собранных машин прямо с автостоянки у проходной.

Когда начался выпуск Р-40С, Р-40В уже плыли за океан, чтобы усилить американскую авиацию на Дальнем Востоке. Отношения с Японией все ухудшались, и базы на Гаваях и Филиппинах теперь вполне резонно рассматривались как передовые рубежи будущей войны. В конце апреля 55 истребителей Р-40В прибыли на Гаваи. Их везли через Тихий океан на палубах авианосцев, откуда они и взлетели. Этими самолетами частично укомплектовали эскадрильи 15-й и 18-й истребительных групп, базировавшихся на аэродроме Уилер — поблизости от известной военно-морской базы Перл-Харбор. Еще 31 самолет этого типа был доставлен на Филиппины.

Была сделана также попытка усовершенствовать старые Р-40. На поврежденные машины установили крылья нового образца с четырьмя пулеметами. Эта модификация имела обозначение P-40G. Всего с июля 1940 года было выполнено 60 переделок. Один такой самолет с первыми партиями американской военной помощи осенью 1941 года попал в Советский Союз.

Весной 1941 года «Томагауки» впервые получили боевое крещение. Шесть английских и одна канадская эскадрилья в Англии приняли участие в рейдах через Ла-Манш 1941-1942 годов. Англичане практически использовали «Томагауки» Мк.II как штурмовики. Они охотились за автотранспортом и железнодорожными составами, штурмовали немецкие береговые батареи и мелкие суда у французского побережья.

Большая часть машин этого типа была переброшена в Африку. Там на них летали не только английские, но и австралийские, и южноафриканские летчики. «Томагауки» воевали в Ливийской пустыне, обстреливая скопления войск противника и автоколонны, подвозящие снабжение к фронту. Здесь получила широкую известность 112-я эскадрилья, самолеты которой были украшены зубастыми акульими пастями.

В пустыне выявился еще один существенный дефект «Томагаука». Двигатель «Аллисон» очень боялся пыли, постоянно висевшей над песчаными аэродромами. Пыль оказалась опаснее, чем немецкие и итальянские истребители, с которыми «Томагаукам» приходилось иногда вести воздушные бои. Из имевшихся в наличие машин обычно для полетов было пригодно не более трети. Для борьбы с пылью передовые подразделения наземного обслуживания стали приспосабливать к «Томагаукам» английские «пустынные» фильтры. Без каких-либо выдающихся успехов «Томагауки» служили в Северной Африке до весны 1942 года.

ЛТХ:

Модификация: P-40C
Размах крыла, м: 11,38
Длина, м: 9,68
Высота, м: 3,23
Площадь крыла, м2: 21,92
Масса, кг
-пустого самолета: 2636
-нормальная взлетная: 3424
-максимальная взлетная: 3655
Топливо, л
-внутренее: 507
-ПТБ: 197
Двигатель: 1 х ПД «Allison» V-1710-33
-мощность, л.с.: 1 х 1150
Максимальная скорость, км/ч: 555
Крейсерская скорость, км/ч: 435
Практическая дальность, км
-с ПТБ: 2173
-без ПТБ: 1287
Скороподъемность, м/мин: 808
Практический потолок, м: 8992
Экипаж, чел: 1
Вооружение: 2 х 12,7-мм пулемета «Colt-Browning» M-2 (380 патронов на пулемет) и 4 х 7,62-м м пулемета «Colt-Browning» MG-40 или 7,7-мм пулемета «Browning» Mk.II (480-500 патронов на пулемет).

Истребитель «Tomahawk» Mk.II RAF.

Истребитель P-40B USAAF.

Истребитель P-40B USAAF.

Истребитель P-40B USAAF.

Истребитель «Tomahawk» Mk.IIA ВВС СССР.

Истребитель «Tomahawk» Mk.IIA ВВС СССР.

Истребитель Р-40С USAAF.

Истребитель Р-40С USAAF.

Истребитель P-40С авиагруппы «Летающие тигры».

Истребители P-40С авиагруппы «Летающие тигры».

Ремонт Р-40С авиагруппы «Летающие тигры» на авиабазе Куньмин, Китай.

Истребитель «Tomahawk» Mk.IIВ RAF.

Истребитель «Tomahawk» Mk.IIВ RAF.

Истребитель Tomahawk Mk.IIВ ВВС СССР.

Истребитель Tomahawk Mk.IIВ ВВС СССР.

Кабина пилота P-40B.

«Tomahawk» Mk.IIA RAF. Рисунок.

«Tomahawk» Mk.IIВ RAF. Рисунок.

P-40B USAAF. Рисунок.

P-40B авиагруппы «Летающие тигры». Рисунок.

Р-40В ВВС СССР. Рисунок.

P-40С USAAF. Рисунок.

Компоновочная схема Curtiss P-40C.

«Tomahawk» Mk.IIA. Схема.

«Tomahawk» Mk.IIA. Схема.

.

.

Список источников:
Журнал «Крылья» — дайджест № 2-1996. Самолеты Мира. Владимир Котельников, Олег Лейко. Истребитель Кертисс Р-40.
Журнал «Авиация и время» 2000-03. А.Котлобовский. «Ястребы» Донована Берлина.
Журнал «Крылья Родины» 1990-09. Виктор Бакурский. «Хоук» — это P-40.
Сайт «Уголок неба». 2015 г. страница: «Curtiss P-40B(C) Tomahawk».
Материалы сайта «Палитра крыла».