Истребитель-бомбардировщик P-40D (E) «Kittyhawk».

Разработчик: Curtiss Wright
Страна: США
Первый полет: 1941 г.

Как только в 1940 году первые Р-40 (внутрифирменное обозначение Model 81) пошли в серию, конструкторы «Кертисс» во главе с Д.Берлином стали искать возможность серьезного усовершенствования своего детища. Пока вносились мелкие изменения, касавшиеся вооружения, бронезащиты и оборудования, у конструкторов вызревал более крупный проект. В том же 1940 году фирма «Аллисон» предложила усовершенствованный мотор серии «А» (военное обозначение — V-1710-39) с новым, более компактным редуктором. Для двигателя предусматривался так называемый «чрезвычайный» форсированный режим — в течение 5 минут несколько улучшились и высотные характеристики двигателя — взлетную мощность 1150 л.с. теперь можно было поддерживать (с 30-минутным ограничением) до высоты 3500 м.

Этот мотор и решили поставить на модернизированный «Хаук». Но работа не ограничилась перекомпоновкой капота под новый двигатель. Фактически для этой модификации, названной «Хаук» 87, был создан новый фюзеляж — более низкий и узкий. Сохранилась лишь его общая компоновка. Ось винта за счет нового редуктора оказалась приподнятой, кабина глубже «ушла» в фюзеляж. Заметно увеличилась площадь боковых окон за местом пилота, что улучшило задний обзор. Из-за того, что винт немного сместился вверх, появилась возможность укоротить стойки. Мотор мог развивать мощность 1470 л.с. Иная компоновка мотора позволила сдвинуть вперед радиатор, в результате чего образовалась характерная массивная «борода». Но новый мотор вытеснил из-под капота пулеметы. Теперь вооружение — четыре крупнокалиберных пулемета — расположилось в крыле за пределами диска винта.

Англичане быстро оценили новый вариант, и хотя он существовал только на бумаге, уже в мае 1940 года заказали 560 самолетов этого типа под названием «Киттихаук» Мк.I. Вслед за ними, через месяц, штаб Авиационного корпуса США объявил о закупке у фирмы «Кертисс» истребителей «Хаук» 87 под маркой P-40D. Таким образом, еще раз был отдан приоритет количеству вместо качества. Весьма посредственные летные данные «Хаука» 87 ни для кого не были секретом, но его легко можно было запустить в серию без потери темпов производства, поскольку в нем использовались крыло, хвостовое оперение и многие узлы Р-40С. При этом военные сознательно отказались от параллельно предложенного им фирмой «Кертисс» более перспективного истребителя ХР-46 с тем же мотором, но существенно отличавшегося по конструкции (ХР-46, оснащенный двигателем V-1710-39 мощностью 1150 л.с., совершил первый полет 15 февраля 1941 года и не оправдал возлагавшихся на него надежд. Вместо расчетных 660 км/ч ему удалось показать лишь 571 км/ч).

Первый «Хаук» 87 взлетел 22 мая 1941 года. Это был английский «Киттихаук» Мк.I («Хаук» 87А-2), а через неделю появился и первый P-40D. Вооружение из четырех пулеметов просуществовало недолго. Еще в феврале 1941 года была внесена поправка в техническое задание, требовавшее установки не четырех, а шести пулеметов калибра 12,7 мм. Тем не менее «по инерции» выпустили 22 P-40D и еще 20 аналогичных «Киттихауков» Мк.I с прежним вооружением. Все последующие машины имели по шесть пулеметов. В США эта модификация называлась Р-40Е (а несколько позже всем модификациям Р-40 в США присвоили наименование «Уорхаук»), в Англии и те, и другие имели одно обозначение «Киттихаук» Мк.I.

Истребитель Р-40Е в «сухом» виде весил уже 3814 кг. По сравнению с «Томагауком» была усилена бронезащита спереди и сзади пилота. Бронезаголовник теперь достигал толщины 18 мм. Все это увеличило живучесть самолета. Р-40Е применялся и как истребитель-бомбардировщик: вместо подвесного бака он мог нести под фюзеляжем стандартную американскую бомбу весом 500 фунтов (227 кг). Позднее под крыльями поставили держатели, позволявшие брать еще две стофунтовые (45 кг) бомбы или шесть двадцатифунтовых (9,1 кг). Аналогичным образом на фронте переделывали и «Томагауки». Бомбить можно было и с пикирования под углом до 70°.

Новый двигатель и улучшенная аэродинамика обеспечили прирост скорости практически во всем диапазоне высот, увеличение дальности полета (отчасти за счет большего объема баков). Однако ничто не дается даром. В результате увеличения веса ухудшилась скороподъемность — на высоту 5000 м Р-40Е поднимался уже не за 7 минут, как Р-40С, а за 7,8 минуты. Снизился рабочий потолок, возросло время выполнения виража, увеличилась длина разбега на взлете и пробега на посадке. Короче говоря, все нововведения повышали ценность самолета как штурмовика, но при этом ограничивалась возможность ведения воздушного боя. Изменение распределения веса (сильная задняя центровка) ухудшило также пилотажные характеристики машины. Из пикирования стало трудно выходить без применения триммеров — усилие на ручке возросло и появилась тенденция к затягиванию. Появилась также опасность увода в сторону на взлете, ухудшилась курсовая устойчивость на малых скоростях. Однако в целом самолет остался доступным для среднего летчика, устойчивым на виражах. В штопор он входил только при грубых ошибках пилота.

Осенью 1941 года Р-40Е и «Киттихаук» Мк.I начали поступать в строевые части английской и американской авиации.

Еще в сентябре 1941 года в Великобританию вслед за «Киттихауками» Мк.I, закупленными англичанами за свои деньги, стали поступать «Киттихауки» Мк.IA (Р-40Е-1) по каналам ленд-лиза. Почти все эти самолеты были направлены в Африку или переданы английским домионам — Австралии, Канаде и Новой Зеландии.

«Киттихауки» начали воевать в североафриканских пустынях в декабре 1941 года. Первой их освоила уже упоминавшаяся 112-я эскадрилья королевских ВВС, которой командовал известный австралийский летчик К.Колдуэл. «Киттихауки» применялись как истребители-бомбардировщики. Сначала они брали одну бомбу в 250 фунтов под фюзеляж, а позднее — три таких (две под крыльями). Для ударов по мостам и кораблям пользовались и 1000-фунтовыми бомбами (454 кг). В качестве истребителябомбардировщика они служили и во время похода Роммеля на Каир, и во время его обратного бесславного отступления, засыпая бомбами немецкие колонны в пустыне. Устаревшие итальянские истребители Фиат CR.42, G.50, Макки С.200 хотя и были маневреннее, в общем-то не очень досаждали «Киттихаукам», которые легко могли оторваться от них, а вот более современные Макки С.202 и немецкие «мессершмитты» представляли для них большую опасность. Оставалось надеяться лишь на хорошую бронезащиту и высокую живучесть машины. Чтобы улучшить летные характеристики «Киттихауков», англичане иногда для облегчения машины снимали два пулемета. Учтя опыт, полученный при эксплуатации «Томагауков» в пустыне, «Киттихауки» еще на заводе стали снабжать мощными воздушными фильтрами, упрятанными под капот. Такие самолеты попадали и в СССР, но здесь дополнительные фильтры в большинстве случаев снимали (например, в 154 ИАП), так как они, создавая избыточное сопротивление, «съедали» скорость.

Часть предназначавшихся англичанам истребителей «Киттихаук» Мк.IA в начале 1942 года попала в Советский Союз. Первыми их получили те полки, которые уже успешно освоили «Томагаук» — 126-й и 154-й ИАП. Однако «Киттихауков» поступило значительно больше, чем «Томагауков», и ими стали перевооружать все новые части. Весной 1942 года эти истребители получили некоторые эскадрильи полков 258-й смешанной авиадивизии (19-го и 20-го гвардейских) на Карельском фронте. Первой там освоила эти машины 2-я эскадрилья 19-го полка.

Примерно в это же время «Киттихауки» вместе с «Харрикейнами» прибыли в полки 122-й дивизии ПВО, прикрывавшей Мурманск. На Северо-Западном фронте на этих истребителях стали летать пилоты 436-го полка ПВО. Поступали они в морскую авиацию, например, в 7-й истребительный авиаполк ВВС Черноморского флота.

У нас старались в первую очередь использовать положительные стороны этого самолета — мощное вооружение (хотя по секундному залпу Р-40Е несколько уступал немецкому FW190A-3 и английскому «Спитфайру» Мк.VC, но тем не менее превосходил и «Мессершмитт Bf109F, и американский P-39D), большую дальность и продолжительность полета, живучесть, хорошее (по советским меркам того времени) радио- и приборное оборудование. Поэтому «Киттихауки» применяли там, где эти качества можно было реализовать: в ПВО, для бомбовых и штурмовых ударов, для сопровождения и разведки.

В систему ПВО попало достаточно много «Киттихауков». Там с 1942 года они были самыми массовыми после «Харрикейна» иностранными истребителями, а в 1945 году опередили и «Харрикейн», и «Спитфайр» Мк.IX. Малопригодный для боя с вражескими истребителями, «Киттихаук», однако, благодаря скорости и мощному вооружению мог оказывать эффективное сопротивление бомбардировщикам противника. Выше 4500 м истребитель Р-40Е обгонял Як-1, хотя мотор «Аллисон» на Западе считался низковысотным. Большая продолжительность полета на крейсерском режиме позволяла барражировать над охраняемым объектом или районом. «Киттихаук» как перехватчик имел два основных недостатка — небольшой потолок и плохую скороподъемность. Хотя он использовался и ночью (например, в 154-м ИАП), отсутствие каких-либо устройств обнаружения целей в темноте и специальных навигационных приборов не позволяло ему вести самостоятельный перехват и выполнять команды наведения по данным наземной радиолокационной станции. Даже выдвижную фару нельзя было использовать в полете — ее разрешалось выпускать лишь на скорости, близкой к посадочной. Это четко проявилось при отражении налета немецкой авиации на американскую авиабазу в Миргороде в июне 1944 года, когда поднятые в воздух истребители 310-й авиадивизии ПВО темной безлунной ночью не смогли обнаружить ни одного самолета противника.

В ПВО «Киттихаук» применялся также в роли самолета-осветителя. Такие машины занимали позицию на 2500-3000 м выше строя вражеских ночных бомбардировщиков и сбрасывали вниз светящиеся авиабомбы САБ-100, подсвечивая цели для атакующих. В этом качестве «Киттихаук», поднимавший шесть САБ-100, был лучше, чем «Харрикейн» (поднимавший четыре бомбы) и отечественные истребители (несшие две бомбы). Такая тактика успешно применялась под Киевом в 1944 году.

Функции истребителя-бомбардировщика «Киттихауки» выполняли очень часто. Возможность использования этих машин как легких дневных бомбардировщиков особенно пригодилась в 1942 году, когда в связи с нехваткой фронтовой бомбардировочной авиации был издан специальный приказ наркома обороны «О применении истребительной авиации на поле боя в качестве дневных бомбардировщиков». В 154-м ИАП обычно под фюзеляжем подвешивали одну бомбу ФАБ-250 (этот вариант считался штатным), а в 78-м ИАП на Северном фронте таким образом брали и ФАБ-500. Часто использовалась комбинация из одной ФАБ-250 и двух бомб по 100 кг. Например, во время удара североморских летчиков по порту Киркенес «Киттихауки» несли по одной фугасной бомбе ФАБ-250 и две зажигательных ЗАБ-100. Целями для истребителейбомбардировщиков были аэродромы, укрепленные позиции, а иногда и корабли противника. Уже упоминавшийся 78-й полк использовал истребители для топмачтового бомбометания. При этом бомба сбрасывалась с горизонтального полета над самой водой и рикошетировала от ее поверхности, поражая борт корабля. Таким способом группа самолетов, ведомая капитаном В.П.Стрельниковым, за один день, 11 октября 1944 года, потопила две баржи и шесть мотоботов.

Иногда для увеличения боевых возможностей «Киттихаука» как штурмовика подвешивали реактивные снаряды — по два PC-82 под каждым крылом. Эффективны были эти машины и как истребители сопровождения. Например, они участвовали в рейде на Константу в июле 1944 года, а осенью 1942 года восемь Р-40Е из 436-го ИАП эскортировали редкостный тогда Ту-2 в дальней разведке по маршруту Новгород — Дно — Старая Русса.

Нередко у нас «Киттихауки» служили разведчиками. Так, в 30-м разведывательном полку ВВС Черноморского флота на этих машинах летала 3-я эскадрилья Ю.Н.Новикова. Обычно в хвостовой части таких Р-40 устанавливали один плановый фотоаппарат. Все подобные переделки производились прямо в частях и существенно различались между собой. На Ленинградском фронте был изготовлен специальный двухместный разведчик Р-40ЕФ (хотя за основу был взят не Р-40Е, а Р-40К-5). Вооружения на этом самолете не было вообще, а соответствующие отсеки крыла были заняты дополнительными бензобаками.

В США и Англии Р-40 в роли разведчика не использовался, и разведывательные варианты его не строились — единственный ХР-40А так и остался опытным.

В Ленинграде же параллельно с «Томагауками» под моторы М-105П переоборудовали и Р-40Е. Всего, таким образом, было переделано более 40 истребителей. Надо сказать, что эта мера была вынужденной. Характеристики самолета с М-105П и винтом ВИШ-61П ухудшились по сравнению с исходными. В частности, максимальная скорость упала с 477 до 465 км/ч. Эти переделанные машины сосредоточили в 196-м ИАП, воевавшем над Ладогой.

На «Томагауках» и «Киттихауках» наши летчики отважно сражались с врагом. Например, майор Найденов на «Томагауке» и «Киттихауке» до мая 1942 года сбил 16 немецких самолетов и стал Героем Советского Союза. Он был далеко не единственным. Дважды Героем стал П.А.Покрышев из 154-го ИАП, в котором кроме него было более пятнадцати Героев Советского Союза. Звание Героя получил в марте 1954 года и капитан В.П.Стрельников — мастер топмачтовых ударов. Этот список можно продолжить.

Примечательно, что никто из союзников, воевавших на этих истребителях, не одержал такого количества побед, как, например, Хлобыстов и другие советские летчики.

ЛТХ:

Модификация: P-40E
Размах крыла, м: 11,38
Длина, м: 9,66
Высота, м: 3,23
Площадь крыла, м2: 21,92
Масса, кг
-пустого самолета: 2880
-нормальная взлетная: 3756
-максимальная взлетная: 3996
Двигатель: 1 х ПД «Allison» V-1710-39
-мощность, л.с.: 1 х 1150
Максимальная скорость, км/ч: 582
Крейсерская скорость, км/ч: 431
Практическая дальность, км
-с ПТБ: 2253
-без ПТБ: 1046
Скороподъемность, м/мин: 640
Практический потолок, м: 8839
Экипаж, чел: 1
Вооружение: 6 х 12,7-мм пулеметов «Colt-Browning» M-2 (281 патронов на пулемет), 3 х 227-кг бомбы.

Истребитель P-40D USAAF.

Истребитель P-40D USAAF.

Истребитель «Kittyhawk» Mk.I RAF.

Истребитель «Kittyhawk» Mk.I RAF.

Истребитель «Kittyhawk» Mk.I RAF.

Истребитель P-40Е USAAF.

Истребитель P-40Е USAAF.

Истребитель P-40Е USAAF.

Истребитель P-40Е USAAF.

Истребитель P-40Е USAAF.

Истребитель P-40Е USAAF с двумя ПТБ по 225 галлонов.

Истребитель P-40Е USAAF с двумя ПТБ по 225 галлонов.

Истребитель P-40Е USAAF (на втором плане P-40F).

Истребитель P-40Е USAAF.

P-40E захваченный японцами на Филиппинах.

Р-40Е. Музей авиации (Чино, Калифорния, США).

Р-40Е. Музей авиации (Чино, Калифорния, США).

Истребитель «Kittyhawk» Mk.IА RAF.

Истребитель «Kittyhawk» Mk.IА RAF.

Кабина пилота Kittyhawk Mk.I.

«Kittyhawk» Mk.I RАF. Рисунок.

«Kittyhawk» Mk.IА ВВС Новой Зеландии. Рисунок.

Проекции P-40E USAAF. Рисунок.

P-40E-1 USAAF. Рисунок.

Р-40Е ВВС СССР. Рисунок.

Р-40Е ВВС СССР. Рисунок.

Р-40Е ВВС СССР с двигателем М-105. Рисунок.

Компоновочная схема Р-40Е.

P-40E. Схема.

P-40E. Схема.

.

.

Список источников:
Журнал «Крылья» — дайджест № 2-1996. Самолеты Мира. Владимир Котельников, Олег Лейко. Истребитель Кертисс Р-40.
Журнал «Авиация и время» 2000-03. А.Котлобовский. «Ястребы» Донована Берлина.
Журнал «Крылья Родины» 1990-09. Виктор Бакурский. «Хоук» — это P-40.
Сайт «Уголок неба». 2015 г. страница: «Curtiss P-40D(E) Kittyhawk».
Материалы сайта «Палитра крыла».