Истребитель-бомбардировщик P-40K (L, M) «Kittyhawk».

Разработчик: Curtiss Wright
Страна: США
Первый полет: 1942 г.

Через четыре месяца после P-40F в серию была запущена еще одна модификация — Р-40К. Это был усовершенствованный вариант Р-40Е с новым «Аллисоном» модели V-1710-73 взлетной мощностью 1325 л.с. Летные характеристики его мало отличались от Р-40Е. Самолеты модификации К в основном предназначались для поставок союзникам по ленд-лизу. Часть этих машин была использована американскими ВВС в Китае, Индии, Бирме, Австралии, а 21 истребитель был отправлен в Великобританию, там их назвали «Киттихаук» Мк.III. Впоследствии их переправили в Северную Африку, где они служили до начала 1944 года. Много машин этого типа попало в Советский Союз.

Р-40К тоже изменялся в процессе серийного производства. С конвейеров сошло 600 Р-40К-1 и 200 почти таких же Р-40К-5 с маленьким форкилем. Затем было выпущено 500 истребителей серий К-10 и К-15 с удлиненным фюзеляжем, аналогичным P-40F-5. Выпуск модификации К завершился к концу 1942 года.

Один Р-40К был переделан в опытный вариант ХР-40К с радиатором в центральной части крыла. Он тоже остался лишь не очень удачным экспериментом. Испытывался также образец с четырехлопастным винтом и каплевидным фонарем кабины летчика. Самолета с обозначением Р-40Н вообще никогда не существовало, а название P-40J было присвоено нереализованному проекту с турбонагнетателем на моторе «Аллисон».

Истребители серии Е, F, К зачастую оказывались в одних и тех же частях ВВС армии США вместе с сохранившимися Р-40D и немногочисленными Р-40М, о которых речь пойдет далее. География применения «Уорхауков» — от Аляски, Канады, Исландии на севере до Австралии на юге. На Аляске американские и канадские летчики летом 1943 года на этих машинах участвовали в боевых операциях против японцев, высадившихся на Алеутских островах, и сбили два японских гидросамолета. В Китае воевала добровольческая авиагруппа «Летающие тигры» Чэннолта, большую часть парка истребителей которой составляли Р-40 (в основном Р-40К). В Австралии американские «Уорхауки» появились еще в 1942 году. Они прикрывали от японских налетов города, порты и аэродромы в северной части страны. В дальнейшем их перебросили на Новую Гвинею. На таких же машинах летали и австралийские пилоты: самолеты поступали как военная помощь из США (25 самолетов Р-40Е в 1942 году) и из Англии — «Киттихауки» разных модификаций, поставлявшиеся американцами по ленд-лизу.

В августе 1942 года американские «Уорхауки» присоединились к английским «Киттихаукам» в северо-африканской пустыне. Боевой счет был открыт 9 августа, когда один из пилотов 57-й истребительной группы сбил два «мессершмитта». Не очень эффективные в боях с истребителями противника, Р-40 внесли немалый вклад в разрушение «воздушного моста», перекинутого немцами из Сицилии в Тунис. Самый большой успех был достигнут 18 апреля 1943 года: 47 «Уорхауков» и 12 «Спитфайров» разгромили большую группу немецких транспортных самолетов, пытавшихся доставить груз окруженной армии Роммеля. Немцы потеряли 58 неуклюжих трехмоторных Юнкере Ju 52/3m и попутно 18 истребителей сопровождения Макки С.200 и Мессершмитт Bf.109. Потери союзников составили лишь четыре Р-40 и один «Спитфайр». Три пилота 57-й группы сбили по пять машин каждый, что по американским меркам давало право на звание «ас». Но в основном Р-40 штурмовали наземные цели.

Вслед за Р-40К появились P-40L и Р-40М, предназначенные для экспорта. P-40L, так же как и P-40F, имел мотор Паккард «Мерлин», но по сравнению с P-40F был несколько легче. Экономия веса была достигнута за счет снятия двух пулеметов, переднего бензобака и уменьшения боезапаса. Первая партия из 50 P-40L-1 имела прежнюю короткую хвостовую часть фюзеляжа и внешне отличалась от P-40F лишь измененным козырьком фонаря. Еще 600 самолетов было построено с удлиненным хвостом (варианты от P-40L-5 до P-40L-20). Самолет P-40L выпускался в январе-апреле 1943 года. Однако моторов «Мерлин» в США не хватало (их ставили ещё и на истребители типа «Мустанг»). Поэтому в 1944 году около 300 истребителей P-40F и P-40L были переделаны под моторы «Аллисон» V-1710-81. Эти самолеты имели обозначение соответственно P-40R-1 и P-40R-2. Из числа выпущенных P-40L один достался новозеландцам (14-й эскадрилье) и еще 36 — французам (для перевооружения эскадрильи «Лафайет» в мае 1943 года).

Чуть раньше, чем P-40L, на конвейер попал Р-40М. Машина была практически идентична Р-40К, но имела новый, более мощный мотор V-1710-81 взлетной мощностью 1200 л.с. Это отразилось и на летных характеристиках: на высоте 6100 м скорость достигала 579 км/ч. Улучшилась и скороподъемность, особенно на средних высотах. Все Р-40М были «длиннохвостыми». От Р-40К их можно было отличить по дополнительной перфорированной пластине-решетке, расположенной перед выхлопными патрубками. Козырек кабины тоже был другим, аналогичным P-40L (он иногда встречался и на поздних P-40F). Все Р-40М первоначально предназначались для Великобритании. Часть Р-40М досталась в качестве пополнения 15-й американской истребительной авиагруппе, участвовавшей в боях за о. Гуадалканал, и 344-й эскадрилье на Аляске. Англичане все поступившие Р-40М передали своим доминионам — Австралии, Новой Зенландии, Канаде. Там они имели обозначение «Киттихаук» Мк.III. Австралийцы в феврале-июне 1943 года получили 90 «Киттихауков» Мк.III и использовали их на Новой Гвинее и в Индонезии. Новозеландская 14-я эскадрилья в апреле 1943 года прямо на фронте (на о. Эспириту-Санто, Н. Гебриды) получила 35 Р-40М и использовала их в системе ПВО этого района. 15 «Киттихауков» было выделено Канаде, но в боевых действиях они не участвовали.

Часть Р-40М была отправлена в СССР в счет английских обязательств по поставкам боевой техники. Эти машины имелись и в частях ПВО, и в морской авиации (например, в ВВС Черноморского флота). Эти «Киттихауки» частично возместили потери машин более ранних модификаций в 1942-1943 годах. Например, в 1942 году части ПВО потеряли более половины полученных «Киттихауков», в 1943 году — примерно одну шестую.

Вообще у нас в стране все Р-40 после модификации Р-40Е обозначались в документах просто «Киттихаук». Это существенно затрудняет указание мест их применения. Лишь по фотографиям исследователям можно было определить модификацию машины, да и то не всегда…

ЛТХ:

Модификация: P-40К / P-40M
Размах крыла, м: 11,38 / 11,38
Длина, м: 10,16 / 10,16
Высота, м: 3,23 / 3,23
Площадь крыла, м2: 21,92 / 21,92
Масса, кг
-пустого самолета: 2903 / 2939
-нормальная взлетная: 3810 / 3629
-максимальная взлетная: 4536 / 4037
Топливо, л
-внутренее: 594 / 594
-ПТБ: 1 х 197, 284 или 643 / 1 х 197, 284 или 643
Двигатель: 1 х ПД Allison V-1710-73 / 1 х ПД Allison V-1710-81
-мощность, л.с.: 1 х 1325 / 1 х 1200
Максимальная скорость, км/ч: 584 / 579
Крейсерская скорость, км/ч: 467 / 438
Практическая дальность, км
-без ПТБ: 1127 / 1127
-с ПТБ: 2575 / 2575
Скороподъемность, м/мин: 658 / 625
Практический потолок, м: 8535 / 9145
Экипаж, чел: 1 / 1
Вооружение: 6 х 12,7-мм пулеметов «Colt-Browning» M-2 (281 патронов на пулемет), 1 х 227-кг бомба и 2 х 45-кг бомбы.

Истребитель P-40K.

Истребитель P-40K с ПТБ.

Истребитель P-40K.

Истребитель P-40K ВВС СССР.

Истребитель P-40K ВВС СССР.

Истребитель P-40K ВВС СССР.

Начальник советской военной миссии в американском городе Фэрбенкс полковник М.Г.Мачин готовится к облёту истребителя P-40K.

Истребитель P-40K с ПТБ.

Истребители Р-40К американской авиагруппы «Летающие тигры» на стоянках.

Истребители Р-40К американской авиагруппы «Летающие тигры» на стоянках.

Истребитель Р-40К авиагруппы «Летающие тигры».

Истребитель Р-40К авиагруппы «Летающие тигры».

Истребитель P-40K-1.

Истребитель P-40K.

Истребитель P-40K.

Истребитель P-40K с ПТБ.

Истребитель P-40L.

Истребитель P-40L.

Истребители P-40L на стоянках.

Истребитель P-40L.

Звено истребителей P-40L.

Истребитель P-40L-20 с ПТБ.

Истребитель P-40L-20.

Истребитель P-40M с ПТБ.

Истребитель P-40M на испытаниях в НИИ ВВС СССР.

Истребитель P-40M на испытаниях в НИИ ВВС СССР.

Истребители Р-40М на пункте передачи авиационной техники поставляемой по ленд-лизу в СССР. Иран, март 1943 г.

Истребитель «Kittyhawk» Mk.III с ПТБ ВВС Новой Зеландии.

Истребитель «Kittyhawk» Mk.III с ПТБ RAF.

Истребитель «Kittyhawk» Mk.III ВВС Новой Зеландии.

Истребитель «Kittyhawk» Mk.III RAF.

Истребители «Kittyhawk» Mk.III ВВС Новой Зеландии.

Двухместный учебный самолет TP-40K.

Двухместный учебный самолет TP-40K.

Двухместный учебный самолет TP-40М.

Опытный ХР-40К с радиатором в центроплане.

Опытный ХР-40К с радиатором в центроплане.

Кабина пилота P-40K.

Р-40К USAAF. Рисунок.

Р-40К авиагруппы «Летающие тигры». Рисунок.

Р-40К-1 авиагруппы «Летающие тигры». Рисунок.

Р-40К ВВС СССР. Рисунок.

Р-40К ВВС СССР. Рисунок.

Р-40М USAAF. Рисунок.

Проекции Р-40М ВВС СССР. Рисунок.

«Kittyhawk» Mk.III RAF. Рисунок.

«Kittyhawk» Mk.III RAF. Рисунок.

«Kittyhawk» Mk.III ВВС Новой Зеландии. Рисунок.

ТР-40К. Рисунок.

P-40M. Схема.

.

.

Список источников:
Журнал «Крылья» — дайджест № 2-1996. Самолеты Мира. Владимир Котельников, Олег Лейко. Истребитель Кертисс Р-40.
Журнал «Авиация и время» 2000-03. А.Котлобовский. «Ястребы» Донована Берлина.
Журнал «Крылья Родины» 1990-09. Виктор Бакурский. «Хоук» — это P-40.
Сайт «Уголок неба». 2015 г. страница: «Curtiss P-40K (L, M) Kittyhawk».
Фотоархив Петра Заики.
Материалы сайта «Палитра крыла».