Истребитель-бомбардировщик P-40N «Kittyhawk».

Разработчик: Curtiss Wright
Страна: США
Первый полет: 1943 г.

В 1943 году была еще раз предпринята попытка существенной модификации истребителя Р-40. Ставилась задача максимально приспособить истребитель к все возрастающим требованиям войны, но в то же время сохранить высокие темпы производства. Это опять привело к половинчатым, компромиссным конструкторским решениям. Р-40N в первую очередь предназначался для поставки союзникам, к этому времени ВВС армии США уже располагали целым набором современных истребителей, в достаточной мере удовлетворяющих их нужды — Локхид Р-38 «Лайтнинг», Норт Америкэн Р-51 «Мустанг», Рипаблик Р-47 «Тандерболт» и др.

Основной упор в новой модификации Р-40N был сделан на экономию веса. На истребителе внедрили алюминиевые радиаторы, облегченные диски колес. Как и на P-40L-5, убрали передний бак и два пулемета и уменьшили боезапас оставшихся пулеметов. При этом же моторе V-1710-81, что и у Р-40М, серийный P-40N-1 имел взлетный вес 3504 кг — почти на 300 кг меньше. Соответственно, улучшились и его характеристики. На высоте 3200 м он достигал скорости 608 км/ч. P-40N был заказан огромной серией — более 6000 экземпляров, хотя далеко не все они были реально собраны В первой серии P-40N-1 выпустили 400 штук.

На следующей серии P-40N-5 восстановили вооружение из шести крупнокалиберных пулеметов, предусмотрели подкрыльную подвеску 500-фунтовых бомб и дополнительных баков. Внешним отличием N-5 было новое остекление кабины с улучшенным обзором назад, ставшее характерным для всех последующих P-40N.

За N-5 появились N-10 и N-15, отличавшиеся мелкими деталями. В сентябре 1943 года на конвейер был поставлен P-40N-20 с усовершенствованным мотором V-1710-99. Затем пошли N-25-30 и N-35. На них последовательно внедряли новые неметаллические самозатягивающиеся баки, новую кислородную и выхлопную системы. Завершающими были 216 самолетов P-40N-40 с мотором
V-1710-115 и автоматическим управлением наддувом и шагом винта. Самый последний P-40N-40 с номером 44-47964 был выпущен заводом в Буффало 30 ноября 1944 года.

P-40N довольно широко применялись американцами на Тихом океане, в Северной Африке и Италии как истребители-бомбардировщики и штурмовики. 536 P-40N было передано англичанам, назвавшим их «Киттихаук» МК.IV. Практически все эти машины попали в руки летчиков из стран Британского содружества. На них воевали австралийцы в Италии и на Тихом океане до самой капитуляции Японии, новозеландцы на Соломоновых островах до февраля 1944 года 35 «Киттихауков» МК.IV прибыли в Канаду.

P-40N получал и Советский Союз: об этом свидетельствуют фотографии. Однако достоверными фактами боевого применения машин этой модификации авторы не располагают.

P-40N был весьма «покладистой» машиной, и видимо, поэтому его учебно-тренировочных вариантов почти не выпускали. Серийно выпущены лишь 30 ТР-40N-6, сделанных на базе P-40N-5. В них за обычным местом пилота располагалась кабина инструктора, снабженная перископом для улучшения обзора вперед. В строевых частях ВВС армии США было изготовлено еще несколько подобных машин на основе Р-40 различных серий, например, N-10. Аналогично были переделаны два Р-40Е, названные P-40ES. У нас похожая «спарка» была сделана в 27-м запасном авиаполку.

После снятия с производства «Киттихауки» стали постепенно исчезать с фронта. В американской армии этот процесс начался даже раньше, с конца 1943 года, когда Р-40 потеснили Р-51 и Р-38. Американские части в Италии сдали их в 1944 году, одновременно с этим часть групп начала перевооружаться на Тихом океане, на Аляске. В феврале 1944 года сменили «Киттихауки» на «Корсары» новозеландцы. Однако в некоторых странах, в том числе и в Советском Союзе, Р-40 дожили до конца войны. В 1945 году наша система ПВО еще располагала 844 «Киттихауками» — их было больше, чем любых других иностранных истребителей.

После войны «Киттихауки» были сняты с вооружения практически везде. Небольшое количество машин использовали голландцы в колониальной войне в Индонезии: 67 Р-40N в конце 1943 года были переданы американцами в качестве помощи Голландской эскадрилье. Голландские летчики воевали на них на Новой Гвинее и на о. Биак. В ноябре 1946 года эта эскадрилья была переброшена в Сурабаю и стала действовать против индонезийских повстанцев. «Киттихауки» воевали там до заключения перемирия в июле 1949 года, их оставалось 11 штук.

ЛТХ:

Модификация: P-40N Warhawk
Размах крыла, м: 11,38
Длина, м: 10,16
Высота, м: 3,76
Площадь крыла, м2: 21,92
Масса, кг
-пустого: 2906
-нормальная взлетная: 3507
-максимальная взлетная: 4018
Топливо, л
-внутренее: 462
-ПТБ: 1 х 197, 284 или 643
Двигатель: 1 х ПД «Allison» V-1710-81
-мощность, л.с.: 1 х 1200
Максимальная скорость, км/ч: 608
Крейсерская скорость, км/ч: 454
Практическая дальность, км
-с ПТБ: 2010
-без ПТБ: 1207
Скороподъемность, м/мин: 682
Практический потолок, м: 9450
Экипаж, чел: 1
Вооружение: 4 х 12,7-мм пулеметов «Colt-Browning» M-2, 1 х 227-кг бомба.

Истребитель P-40N.

Истребитель P-40N.

Истребитель P-40N-5.

Истребитель P-40N-5.

Истребитель P-40N-5.

Истребитель P-40N-5.

Истребитель P-40N-5 с 500 фунтовой бомбой.

Истребитель P-40N-10 с 1000 фунтовой бомбой.

Истребитель P-40N-10.

Истребитель P-40N.

Истребитель P-40N.

Истребитель P-40N.

Истребитель P-40N.

Истребитель P-40N-5.

Истребитель P-40N-20.

Истребитель «Kittyhawk» Mk.IV.

Истребитель «Kittyhawk» Mk.IV.

Истребитель «Kittyhawk» Mk.IV с одной 1000-фунтовой и двумя 500 фунтовыми бомбами.

Учебный TP-40N.

Учебный TP-40N.

Учебный TP-40N.

P-40N USAAF. Рисунок.

P-40N-5 USAAF. Рисунок.

P-40N-20 USAAF. Рисунок.

«Kittyhawk» Mk.IV RAF. Рисунок.

«Kittyhawk» Mk.IV ВВС Новой Зеландии. Рисунок.

P-40N-5. Схема.

P-40N-10. Схема.

TP-40N. Схема.

.

.

Список источников:
Журнал «Крылья» — дайджест № 2-1996. Самолеты Мира. Владимир Котельников, Олег Лейко. Истребитель Кертисс Р-40.
Журнал «Авиация и время» 2000-03. А.Котлобовский. «Ястребы» Донована Берлина.
Журнал «Крылья Родины» 1990-09. Виктор Бакурский. «Хоук» — это P-40.
Сайт «Уголок неба». 2015 г. страница: «Curtiss P-40N Kittyhawk».
Материалы сайта «Палитра крыла».