Фронтовой самолет-разведчик «Spitfire» PR. Mk.lV.

Разработчик: Supermarine
Страна: Великобритания
Первый полет: 1939 г.

В сентябре 1941 года на переговорах в Москве, уже на официальном уровне, подняли вопрос о поставках в СССР «спитфайров» вместо «харрикейнов». Однако тогда англичане отклонили наши просьбы. Формальной причиной было то, что «Спитфайр» на «секретном листе», в реальности же этих первоклассных самолетов в самой британской авиации не хватало, многие английские эскадрильи были еще оснащены старой техникой.

Говоря о истребителе «Спитфайр», необходимо отметить, что на его базе был создан специализированный самолет-разведчик, способный проникать сквозь зону мощной системы ПВО Германии. В августе 1939 года военный летчик М.Лонгботтом представил командованию британских ВВС меморандум, в котором предложил новый подход к стратегической воздушной разведке территории возможных противников. В то время в Англии, как и во многих других странах, специальных дальних разведчиков не строили, предполагая обойтись имеющимися типами бомбардировщиков. В королевских ВВС основной машиной, на которую собирались возложить функции фоторазведки, считался двухмоторный Бристоль «Бленхейм». Лонгботтом же полагал, что в условиях сильной ПВО это будет ему не по силам, и предлагал использовать как разведчик и специально переоборудованные одноместные истребители. Он писал: «Наилучшим методом … кажется использование одной небольшой машины, избегающей перехвата исключительно за счет скорости, скороподъемности и потолка.» Перевеса же в летных данных над вражескими истребителями и необходимого увеличения дальности он собирался достичь за счет полного отказа от вооружения и части оборудования.

Логботтом прокалькулировал возможный вариант переделки «Спитфайра» в разведчик. Почему он предпочел «Спитфайр» — понятно, у королевских ВВС не было лучшего истребителя.

Сперва проект Лонгботтома положили под сукно — уж очень еретическими казались его идеи. И только столкнувшись после начала войны с реальной мощью ПВО Германии, не дававшей британским летчикам возможности проникнуть вглубь страны, переделке «Спитфайра» в разведчик дали ход. В октябре 1939 года министерство авиации распорядилось передать из частей Истребительного командования два «Спитфайра» Мк.I. Самолеты поступили в сверхсекретное Хестонскос звено, которым командовал С.Коттон, имевший большой опыт довоенного воздушного шпионажа (он, например, фотографировал в 1940 г. Баку). В Хестон откомандировали и самого Лонгботтома.

Сперва собирались поставить одну фотокамеру в хвостовой части самолета, но сочли, что это нарушит центровку и ухудшит управляемость. Поэтому два плановых аппарата поставили в крыльях, заняв место двух пулеметов и их боезапаса. Прочее вооружение сняли, но запас горючего не увеличили. Пулеметные порты зашили металлом, все швы обшивки зашпаклевали и отшлифовали, так что поверхность самолета стала совершенно гладкой. Это подняло скорость на 15-25 км/ч по сравнению с серийными истребителями. На пилотскую кабину одели новую сдвижную секцию фонаря с каплевидными блистерами по бокам для улучшения обзора. Машины со всех сторон покрасили специальной краской «камутинт» очень специфического светло-серо-зеленовато-голубого оттенка.

Осенью 1939 года Хестонское звено под маскировочной вывеской «2-я камуфляжная часть» (чтобы не приставали с вопросами о необычной окраске самолетов) перебросили под Лилль во Франции. 18 ноября Логботтом впервые вылетел на «Спитфайре» на боевое задание. Ему поручили сфотографировать укрепления под приграничным немецким городом Аахен. Первый блин вышел комом: лейтенант привез снимки фортов, но это были бельгийские укрепления по другую сторону границы. Немецкую сторону удалось сфотографировать лишь четыре дня спустя.

В декабре начались регулярные полеты через границу. «Спитфайры» снимали Аахен, Кельн, Кайзерслаутерн, Висбаден, Майнц, заводы Рура. Летая на высоте около 10000 м, английские самолеты успешно избегали перехвата немецкими истребителями, а зенитки до этого уровня просто не доставали. Однако большая высота полета ухудшала качество фотоснимков. Автомобили или танки на отпечатке были так малы, что выявить их представлялось весьма сложным. Вызывала нарекания и недостаточная дальность разведчиков.

Поэтому последующие самолеты модернизировали по т.н. типу В (первые две машины стали именоваться «Спитфайр» Мк.IPR тип А). В фюзеляже поставили дополнительный бензобак, который довел радиус действия до 525 км, а фотоаппараты получили телеобъективы с фокусным расстоянием 20,3 см вместо 12,7 см. Последнее на треть увеличило размер деталей на пленке. Красили «тип В» тоже по-новому, в серо-голубой цвет «PR blue» («фоторазведывательный синий»).

Самолет-разведчик «Spitfire» PR. Мк.IA.

Первый успешный вылет на «типе В» совершил тот же Лонгботтом 10 февраля 1940 года, запечатлев базы «Кригсмарине» в Вильгельмсгафене и Эмдене. К этому времени подразделение разведчиков Коттона опять переименовали в «часть фотографических исследований», а затем из нее выделилась 212-я эскадрилья, размещенная во Франции.

В марте 1940 года появился «тип С», на котором впридачу к дополнительному фюзеляжному баку поставили подкрыльный бак-блистер. Аэродинамически его уравновешивал под другим крылом контейнер с двумя фотокамерами. 7 апреля Лонгботтом «обновил» «тип С» над Килем. Обработка фотоснимков выявила сосредоточение судов в порту и транспортной авиации на окрестных аэродромах. Причина этого оставалась непонятной, пока два дня спустя вермахт не рванулся на захват Дании и Норвегии.

Самолет-разведчик «Spitfire» PR. Мк.IС.

«Spitfire» PR. Mk.III. Схема.

Следующим стал «тип D», для которого начали разработку нового крыла без вооружения, но с интегральными бензобаками в передней кромке. Сделать такое крыло в хестонских мастерских не брались, и заказ передали на завод «Супермарин» в Вулстоне. Там заказ залежался -время было горячее, все силы уходили на сборку истребителей. Поэтому «тип D» поступил на вооружение позже, чем очередные «самопальные» конверсии.

Самолет-разведчик «Spitfire» PR. Мк.ID.

Это были модификации Е и F. Первая являлась низковысотным разведчиком с перспективными камерами в выступах под крыльями. Объективы камер были направлены к концам крыла с небольшим наклоном вниз. За пилотским сиденьем располагался дополнительный бензобак. На «Спитфайре» тип Е А.Тэйлор 7 июля 1940 года сфотографировал Булонь с высоты 100 м, вынырнув из низко висящих дождевых облаков. Вообще, такие машины выпускали на задания только при сильной облачности (по инструкции — более семи восьмых общей площади).

Самолет-разведчик «Spitfire» PR. Мк.IЕ.

«Тип F» представлял собой переходную по отношению к «типу D» модификацию. Фотоаппаратура ставилась так же (две F.24 в фюзеляже), бензобак за пилотом, но вместо интегральных баков в крыле имелись два бака под крыльями (сделанные по типу модификации С). При сильно увеличившемся запасе горючего пришлось нарастить и объем масла, увеличенный маслобак придал нижней части капота более «выпученные» очертания. Добавили и дополнительные кислородные баллоны — их теперь хватало на 4,5 часа полета.

«Spitfire» PR. Mk.Vl. Схема.

Сперва на «типе F» стояли камеры с объективами с фокусным расстоянием 20,3 см, позднее смонтировали аппараты F.8 с 50,8-см объективами. На части машин установили в фюзеляже и один перспективный аппарат, смотревший влево. Под стандарт «типа F» постепенно доработали все самолеты модификаций В и С. 14 марта 1941 года «Спитфайр» тип F впервые навестил Берлин, машину пилотировал командир 3-й фоторазведывательной части П.Огилви.

Первые же самолеты «типа D» собрали в октябре 1940 года. Запас горючего у разведчика примерно в 2,5 раза превышал емкость баков истребителя. Смещение центровки привело к ухудшению пилотажных качеств, поэтому от летчиков стали требовать первоочередного опустошения заднего бака. Зато какие возможности! И английские летчики использовали их до конца: 29 октября 1940 г. — Штеттин, 2 ноября — Марсель, 7 декабря -Тронхейм, 8 декабря -Тулон…

Последней разведывательной модификацией на базе «Спитфайра» Мк.I стал «тип G» — самолет для съемки с малых высот с комплектом из трех фотокамер и фюзеляжным бензобаком. В отличие от всех прочих дальних разведчиков, на нем сохранили вооружение из 8 пулеметов и ветровой козырек из триплекса (у всех PR стоял гнутый козырек из оргстекла). За 1941-1942 годы в Хестоне изготовили 45 таких машин.

Самолет-разведчик «Spitfire» PR. Мк.IG.

В ноябре 1940 года фоторазведывательная часть Коттона стала называться 1-й, на Ближнем Востоке сформировали 2-ю. Количество «Спитфайров»-разведчиков постоянно возрастало. В 1941 году ввели новую систему их обозначения: вместо букв модификациям присвоили номера с добавлением кода PR (Photorecoinassance — фоторазведчик). Тип С превратился в PR Мк.III, D — в PR Мк.IV, Е — в PR Мк.V, F — в PR Мк.VI, a G — в PR Мк.VII (моделей А и В в строю уже не имелось). Одновременно началась замена двигателей «Мерлин» Мк.III на более мощные «Мерлин» 45. Обозначения при этом не менялись.

Самым массовым типом «Спитфайра»-разведчика надолго стал PR Мк.IV, которые стали строить серийно на базе планера «пятерки». Внешне, также как и большинство «Спитфайров»-разведчиков, PR.Mk.lV выделялся:
— округлым ветровым козырьком без бронестекла;
— каплевидными выступами по бокам фонаря, улучшившими обзор вниз;
— отсутствием мачты радиоантенны (на самолете не было ни приемника, ни передатчика) и отверстий для выхода пулеметных стволов. Их изготовили 229 штук. Часть машин оснастили тропическими фильтрами, в том числе и изготовленными в Абукире. «Четверки» обеспечивали регулярное слежение за крупными портами, аэродромами, промышленными объектами в Европе и Северной Африке. Самолеты-разведчики PR Мк.IV использовались и советской морской авиацией.

Самолет-разведчик «Spitfire» PR. Mk.lV.


Английские летчики у самолета-разведчика «Spitfire» PR. Mk.lV.

Первые «спитфайры» разведывательной модификации PR. Mk.lV появились на аэродроме под Мурманском в сентябре 1942 года. Три машины, пилотируемые английскими летчиками, участвовали в обеспечении проводки союзного морского конвоя PQ-18. По окончании операции самолеты оставили в СССР и передали в 118-й отдельный разведполк авиации Северного флота. По оценкам наших летчиков, PR. Mk.lV обладал высокой скоростью и хорошей маневренностью, был прост в пилотировании.

«Spitfire» PR. Mk.lV 118-го ОРАП авиации Северного флота.

Эти самолеты у нас эксплуатировались в условиях отсутствия запчастей, так как «спитфайры» тогда в СССР не поставлялись. Наземный персонал проявлял чудеса изобретательности: чтобы продлить срок службы разведчиков, ставилось отечественное оборудование, подгонялись запчасти от советских самолетов. Экипажи PR. Mk.lV подбирались из опытных летчиков, еще с довоенной подготовкой, что наряду с высокой живучестью самолета способствовало его длительной и успешной эксплуатации.

«Spitfire» PR. Mk.lV 118-го ОРАП авиации Северного флота.

В сентябре 1943 года на Север опять прилетела группа английских разведчиков PR. Mk.lV. Их целью был Альтен-фьорд, где базировались германские линкоры «Тирпиц» и «Шарнхорст». Но англичанам отыскать их стоянку не удалось. Эту задачу 12 сентября успешно выполнил командир эскадрильи Л.И.Ельнин на «Спитфайре», оборудованном дополнительным боковым аэрофотоаппаратом. На основании разведданных, полученных советским летчиком, британские подлодки на некоторое время вывели «Тирпиц» из строя. Английские пилоты отправились домой, а их самолеты вновь вошли в состав 118-го полка и использовались до конца войны. Именно они 1 апреля 1944 года еще раз вели разведку места стоянки «Тирпица», по которому затем нанесли решающий удар бомбардировщики «Ланкастер». «Спитфайры»-разведчики участвовали и в подготовке Печенго-Киркенессной наступательной операции наших войск.

«Spitfire» PR. Mk.lV 118-го ОРАП авиации Северного флота. Рисунок.

Всего за годы войны авиация Северного флота получила 10 PR. Mk.lV, но в строю одновременно находилось не более 3-4 машин. Они внесли большой вклад в победу на Севере, во всяком случае, несоизмеримый с их количеством. Это был классический случай сочетания прекрасной техники, хорошо подготовленного летного состава и грамотного применения.

ЛТХ:

Модификация: «Spitfire» PR. Mk.lV
Размах крыла, м: 11,23
Длина, м: 9,12
Высота, м: 3,86
Площадь крыла, м2: 22,48
Масса, кг
-пустого: 2040
-норм. взлетная: 3255
Двигатель: 1 х ПД Rolls-Royce «Merlin» 45 (46)
-мощность, л.с.: 1 х 1515
Максимальная скорость, км/ч: 598
Крейсерская скорость, км/ч: 550
Практическая дальность, км: 2200
Практический потолок, м: 12200
Экипаж, чел: 1.

.

.

Список источников:
Журнал «Моделист-конструктор» №5-1995. В.Ригмант. Со звездами на крыльях.
Журнал «Крылья Родины» 1992/05-07. В.Котельников, Д.Хазанов. Неизвестные «спитфайры».
Сайт «Уголок неба». 2013 г. страница: «Supermarine Spitfire PR.I (VII)».
Материалы сайта «Палитра крыла».