Пушечный истребитель БИЧ-17.

Разработчик: Черановский
Страна: СССРБИЧ-17

В 1933 году работы по ДРП стали приоритетными. В мае Курчевского назначили начальником Особого конструкторского бюро Главного артиллерийского управления и ОКБ ГАУ полностью заняло завод № 8 в Подлипках. Для расширения работ по ДРП Курчевский добился передачи ему еще одного завода из ведомства ГАУ — № 38. Это предприятие располагается вблизи артзавода № 8 (если ехать в Подлипки на электричке, то завод № 8 стоит слева от дороги, а № 38 — почти напротив), что, вероятно, и явилось причиной повышенного внимания к нему со стороны Курчевского.

Перешел к Курчевскому и Б.И.Черановский, который уже полтора десятка лет пестовал самолеты схемы «летающее крыло». Назывались они «параболы Черановского», так как передние кромки их крыльев выполнялись в виде параболы. Летали эти аппараты по-разному и, как это часто бывает у оригинальных разработок, не всегда удачно. Построенный в 1934 году на заводе № 39 самолет БИЧ-14, последняя к тому времени «парабола», оказался очень сложным в пилотировании и требовал доводки. Понимания руководства эта работа не находила. Поэтому, узнав, что Управлению спецработ требуются идеи и конструкторы, Черановский предложил построить истребитель с АПК-4 по своей схеме. Конечно, широкое крыло «параболы» и отсутствие горизонтального оперения — идеальные условия для установки динамореактивных пушек, но, с другой стороны, «бесхвостка» очень чувствительна к изменению центровки. Результаты же испытаний И-Z и И-12 показали, что после израсходования боекомплекта центровка самолета становилась «недопустимо задней»: у первого -36,3%, у второго — 37,3%. Тем не менее, этот истребитель Черановского, получивший обозначение БИЧ-17, строился.

Самолет имел цельнодеревянную конструкцию, двигатель М-22 мощностью 480 л.с. (предусматривалась установка в дальнейшем более мощного М-25), убираемое двухколесное шасси и закрытый фонарь. Вооружение — две АПК калибра 80 мм, установленных в крыле вне диска винта. Схема самолета парабола-низкоплан с 5° угла «чайка» на половине полуразмаха для лучшей путевой устойчивости (было проверено на моделях). Эта схема бесхвостого самолета была особо благоприятной для установки ДРП. Постройка была прекращена на 69% готовности.

Однако прошло всего полгода и над головой Курчевского «грянул гром». В середине января 1936 года на подмосковном полигоне у поселка Марфино состоялось совещание всех участников описываемых событий — от ведущих специалистов до многих рядовых исполнителей. Чуть позже прошло более узкое совещание под руководством Тухачевского и Алксниса. Оценив результаты испытаний АПК, проведенных в Переславле, Евпатории и Кузьминках, признали, что семилетние попытки создать на страх врагам «сверхмощное и дешевое» оружие не привели к положительному результату. Дальнейшую деятельность Курчевского по разработке ДРП было решено прекратить. В феврале УСР было расформировано. Все работы по самолетам БИЧ-17, ЛЛ и другим с ДРП свернули.

ЛТХ:

Модификация: БИЧ-17
Размах крыла, м: 12,24
Длина, м: 5,00
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: —
Масса, кг
-пустого самолета: 1200
-нормальная взлетная: 1880
Тип двигателя: 1 х ПД М-22
-мощность, л.с.: 1 х 480
Максимальная скорость, км/ч: —
Крейсерская скорость, км/ч: —
Практическая дальность, км: —
Максимальная скороподъемность, м/мин: —
Практический потолок, м: —
Экипаж, чел: 1
Вооружение: 2 х 80-мм пушки АПК.

1.Модель БИЧ-17.

Модель самолета БИЧ-17.

2.БИЧ-17. Рисунок 1.

БИЧ-17. Рисунок 1.

3.БИЧ-17. Рисунок 2.

БИЧ-17. Рисунок 2.

4.Компоновочная схема БИЧ-17

БИЧ-17. Компоновочная схема.

5.БИЧ-17. Схема

БИЧ-17. Схема.

 .

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Авиация и Время. Михаил Маслов. Самолеты для пушек Курчевского.
Сайт «Уголок неба». 2012 страница: «Черановский БИЧ-17».