Проект истребителя-перехватчика «Д».

Разработчик: А.А.Боровков и И.Ф.Флоров
Страна: СССР
Проект 1941 г.

В конце 1940 года, конструкторами ОКБ-207 Алексеем Андреевичем Боровковым и Ильей Флорентьевичем Флоровым, была начата разработка самолета с комбинированной силовой установкой, состоящей из поршневого двигателя М-71 и двух воздушно-реактивных ДМ-2 конструкции И.А.Меркулова, работавших на обычном бензине. Вооружение предполагалось из четырех пушек.

Эскизный проект, получивший условное обозначение «Д», был закончен в начале 1941 года. В короткий срок этот проект получил одобрение экспертного совета НКАП, перспективную разработку решено было продолжать. Нужно отметить, что авторами было рассмотрено большое количество вариантов и схем, прежде чем они остановили свой выбор на одной из них. Наиболее целесообразной признали схему одномоторного двухбалочного моноплана с толкающим воздушным винтом, балки — фюзеляжи при этом являлись корпусами реактивных двигателей.

Проект «Д» представлялся как перспективный истребитель-перехватчик с мощным наступательным пушечным вооружением. Задуманный самолет воплощал в себе все достижения аэродинамики предвоенного периода. Обводы фюзеляжа и профиль крыла выбрали на основе исследований, проведенных под руководством ведущих специалистов ЦАГИ И.В.Остославского и Г.П.Свищева. Вытянутый как пуля фюзеляж, ламинарный профиль стреловидного крыла, мощнейший двигатель М-71 (его мощность 2000 л.с. развивалась тогда только на бумаге) в сочетании с ДМ-2 — все эти факторы должны были по замыслу разработчиков позволить новому истребителю разгоняться до фантастической тогда скорости 850 км/ч.

Самолет «Д». Схема.

Весной 1941 года был закончен аэродинамический и весовой расчет проекта «Д», был построен его полноразмерный макет. Полным ходом шли конструктивные проработки и увязки элементов планера самолета. Большинство задумок нигде ранее не встречалось, поэтому поломать голову было над чем. Компоновка с толкающим винтом хотя и позволяла улучшить обтекание фюзеляжа (устранение обдувки фюзеляжа потоком от воздушного винта позволяло затянуть ламинарный характер обтекания поверхности и улучшить тем самым аэродинамику), однако являлась не вполне удачной с точки зрения аварийного покидания летчиком. Пилот, оставляя в воздухе кабину, непременно попадал во вращающийся воздушный винт. Катапульты тогда еще не были известны, поэтому конструкторам пришлось самим «изобретать велосипед». Поначалу планировалось установить сбрасываемый люк, затем решили установить откидывающийся вниз-назад фрагмент пола с «проваливающимся» креслом пилота. Задуманная схема покидания должна была обеспечить покидание самолета, минуя зону вращения воздушного винта.

Проект истребителя-перехватчика «Д». Рисунок.

Носовая часть фюзеляжа для удобства технического обслуживания и ремонта могла сдвигаться вперед по специальным рельсам. Это оригинальное решение позволяло отказаться от эксплуатационных лючков и обеспечить чистоту поверхности носовой части. Тонкое стреловидное крыло, предназначенное для высоких скоростей, требовало применения мощной посадочной механизации, способной довести посадочную скорость до приемлемых значений. Используемый в крыле ламинарный профиль не позволял в свою очередь этой механизацией увлекаться, так как характеристики его при установке предкрылков и различных щитков резко ухудшались. Одним словом проблемы, проблемы, проблемы…

Довести проект самолета «Д» до воплощения в металле конструкторам-соратникам не удалось. Начавшаяся война в корне изменила отношение к перспективным разработкам — теперь стало не до них. В июле 1941 года ОКБ-207 было расформировано, часть конструкторов вернулась на серийный авиазавод в Горьком, небольшая группа сотрудников во главе с Боровковым и Флоровым перешла в ОКБ-293 Виктора Болховитинова. Здесь пришлось принимать участие в создании ракетного самолета БИ.

ЛТХ (расчетные):

Длина, м: 11,67
Размах крыла, м: 14,5
Площадь крыла, м2: 30,0
Полетный вес, кг: 6000
Скорость у земли, км/ч: 530
Макс. скорость на Н=6150 м (без включения ДМ-2), км/ч: 660
Макс. скорость на Н=6150 м (с включением ДМ-2), км/ч: 850

.

.

Список источников:
Михаил Маслов. Утерянные победы советской авиации. Истребители А.А.Боровкова и И.Ф.Флорова.
Журнал «Техника-молодежи» № 1-2 за 1992 г. Историческая серия. Павел Колесников. Оставшийся в тени.