Учебно-тренировочный самолет Ла-15УТИ.

Разработчик: ОКБ Лавочкина
Страна: СССР
Первый полет: 1949 г.

После принятия решения о прекращении производства Ла-15, почти все работы по фронтовым истребителям второго поколения в ОКБ Лавочкина были прекращены. Единственной крупной работой ОКБ, связанной с Ла-15, осталось проектирование и постройка двух опытных экземпляров двухместного учебно-тренировочного самолета Ла-15УТИ (или УТИ Ла-15) на его базе.

Оба экземпляра самолета (заводской шифр «180») были построены опытным заводом С.А.Лавочкина № 301 на базе серийных машин Ла-15 производства завода № 21. Ввиду размещения второй кабины на самолете был уменьшен запас горючего и вместо трех пушек установлен один пулемет УБК калибра 12,7 мм с боезапасом 100 патронов и подвесным контейнером для сбора стреляных гильз.

Самолет «180-1» был готов в конце августа 1949 года и с 8 по 29 сентября прошел заводские летные испытания. Благодаря сохранению полетного веса в пределах веса серийных машин, удалось получить такие же, как у Ла-15, характеристики скороподъемности и взлетно-посадочные свойства. Но за счет увеличения размеров фонаря максимальная скорость снизилась и составила 980 км/ч на высоте 3000-4000 м. Поскольку на «180»-х стояли первые серийные двигатели РД-500, имевшие помпаж на боевом режиме работы (n= 14700 об/мин) на высотах более 8000 м практический потолок удалось определить только на номинальном режиме (n= 14100 об/мин) — 12750 м. Дальность полета на высоте 10000 м составила 910 км без подвесного бака. По пилотажным качествам самолет «180» был практически аналогичен серийному Ла-15. Впоследствии оба экземпляра самолета «180» были переданы частям, эксплуатирующим Ла-15.

ЛТХ:

Модификация: Ла-15УТИ
Размах крыла, м: 8,83
Длина самолета, м: 9,56
Площадь крыла, м2: 16,16
Масса, кг:
-пустого самолета: 2805
-максимальная взлетная: 3730
Тип двигателя: 1 х ТРД РД-500
Максимальная тяга, кгс: 1 х 1590
Максимальная скорость, км/ч: 980
Практическая дальность, км: 910
Скороподъемность, м/мин: 1667
Практический потолок, м: 12750
Экипаж, чел: 2
Вооружение: 1 х 12,7-мм пулемет УБК с боезапасом 100 патронов.

1.Учебно-тренировочный самолет Ла-15УТИ (самолет 180).

Учебно-тренировочный самолет Ла-15УТИ (самолет «180»).

2.Учебно-тренировочный самолет Ла-15УТИ (самолет 180).

Учебно-тренировочный самолет Ла-15УТИ (самолет «180»).

3.Учебно-тренировочный самолет Ла-15УТИ (самолет 180).

Учебно-тренировочный самолет Ла-15УТИ (самолет «180»).

4.Ла-15УТИ (самолет 180). Вид спереди.

Ла-15УТИ (самолет «180»). Вид спереди.

4.Самолет 180-1. Схема.

Самолет «180-1». Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Геннадий Серов. Последняя серийная «Лавочка».
Крылья Родины. Николай Якубович. Последний серийный Лавочкин.