Истребитель Ла-5Ф.

Разработчик: ОКБ Лавочкина
Страна: СССР
Первый полет: 1943 г.0.ла-5Ф

Истребитель Ла-5 превосходил ЛаГГ-3, но, увы, уступал «Густаву» — Bf-109G, в больших количествах появившемуся под Сталинградом. Кроме того, далеко не все недостатки сумели устранить при внедрении машины в серию: в кабине Ла-5 стояла удушающая жара, обусловленная плохой термоизоляцией двигателя и отсутствием вентиляции, ненадежно работал мотор и вооружение. От некоторых дефектов удалось избавиться в ходе серийного выпуска самолетов, но главное — отставание от Мессершмитта и только что появившегося на Восточном фронте Fw.190 можно было преодолеть только серьезной модернизацией.

Такие работы развернулись под руководством Лавочкина осенью 1942 года. Направление — традиционное: уменьшение массы машины вкупе с попытками поднять мощность двигателя. Массу снизили за счет отказа от крыльевых топливных баков (как и на ЛаГГе), уменьшения с 10 до 8,5 мм толщины бронеспинки. В декабре 1942 года моторостроительное КБ Швецова выпустило модификацию М-82 — М-82Ф, у которого было расширено время работы на взлетном режиме, фактически данный режим работы двигателя стал номинальным (М-82 имел 10-минутное ограничение), на практике это означало прибавку мощности в бою на 200-300 лошадиных сил. Облегченный Ла-5 с М-82Ф пошел в серию под обозначением Ла-5Ф. Для более эффективного использования подвешиваемых бомбы на самолет установили новый прицел ПБП-1Б (Прицел для бомбометания с пикирования), имеющий две шкалы — для скоростей 200 и 300 км/ч. Для облегчения самолета были сняты два 65 литровых бака в крыльях, в связи с этим дальность полета самолета сократилась до 760 километров.

По сравнению с самолетом Bf.109G-2 и G-4 истребитель Ла-5Ф имел до высоты 6 км значительно меньшие время и радиус виража, поэтому мог зайти в хвост Bf.109G через три-четыре виража. Это подтвердили сравнительные испытания и показательные воздушные «бои» между этими самолетами, проведенные в НИИ ВВС в 1943 г. На основании результатов этих испытаний было также установлено, что вертикальный маневр Ла-5Ф и указанных модификаций Bf.109 был практически одинаков до высоты 3,5 км. На больших высотах преимущество в этом виде маневра переходило к Bf.109. Тем не менее, умело сочетая горизонтальный и вертикальный маневр, летчик Ла-5Ф мог владеть инициативой воздушного боя до высоты 4 км.

По сравнению с Fw-190A-4 и А-5 истребитель Ла-5Ф, как свидетельствуют результаты сравнительных испытаний, имел преимущество по скорости и всем видам маневра во всем диапазоне высот, где в основном велись воздушные бои.

ЛТХ:

Модификация: Ла-5Ф
Размах крыла, м: 9,80
Длина, м: 8,67
Высота, м: 2,54
Площадь крыла, м2: 17,50
Масса, кг
-пустого самолета: 2810
-нормальная взлетная: 3200
Тип двигателя: 1 х ПД AШ-82Ф
-мощность, л.с.: 1 х 1850
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 560
-на высоте: 600
Практическая дальность, км: 760
Максимальная скороподъемность, м/мин: 910
Практический потолок, м: 9550
Экипаж, чел: 1
Вооружение: 2 х 20-мм пушки ШВАК, возможна подвеска 2-х 100-кг бомб ФАБ-100.

1.Первый вариант Ла-5Ф. Без изменений гаргрота.

Первый вариант истребителя Ла-5Ф. Без изменений гаргрота.

1а.Истребитель Ла-5Ф.

Серийный истребитель Ла-5Ф.

2.Истребитель Ла-5Ф.

Серийный истребитель Ла-5Ф.

2а.Ла-5Ф готовится к взлету.

Серийный истребитель Ла-5Ф.

3.В полете истребитель Ла-5Ф.

Истребитель Ла-5Ф в полете.

4.Ла-5Ф выруливает на старт.

Истребитель Ла-5Ф.

5а.Ла-5Ф из эскадрильи Монгольский арат.

Истребитель Ла-5Ф из эскадрильи «Монгольский арат».

5б.Леонид Утесов на крыле истребителя Ла-5Ф.

Леонид Утесов на крыле истребителя Ла-5Ф построенного на средства артистов.

Сборочная линия истребителей Ла-5Ф.

5в.Испытания модели самолета Лавочкина Ла-5Ф в аэродинамической трубе Т-101. ЦАГИ. 1942 г.

Испытания модели самолета Лавочкина Ла-5Ф в аэродинамической трубе Т-101. ЦАГИ. 1942 г.

6.Ла-5Ф из состава 2-го ГвИАП. Рисунок.

Ла-5Ф из эскадрильи «Монгольский арат» 2-го ГвИАП. Рисунок.

Компоновочная схема Ла-5Ф.

Компоновочная схема Ла-5Ф.

7.Ла-5Ф. Схема 1.

Ла-5Ф. Схема 1.

8.Ла-5Ф. Схема 2.

Ла-5Ф. Схема 2.

.

.

Список источников:
Русавиа. Николай Якубович. Самолеты С.А.Лавочкина.
Алексеенко В., Никольский М. Истребители Лавочкина в Великой Отечественной войне.
Крылья Родины. Евгений Подрепный. «Лавочкин-5» — истребитель завода № 21.
Крылья Родины. Виктор Бакурский. Я — «Лавочкин» истребитель.
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
«Война в воздухе» № 69. Ла-5.
Материалы сайта Министерства Обороны России «Наша победа в объективе».