Истребитель Ла-9РД.

Разработчик: ОКБ Лавочкина
Страна: СССР
Первый полет: 1947 г.0.Ла-9РД.

С 21 ноября 1947 года по 13 января 1948 года проходил госиспытания серийный Ла-9 № 48210509 (Ла-9РД), оснащенный на 51-м заводе двумя автопульсирующими воздушно-реактивными двигателями РД-13 конструкции В.Н.Челомея. Ведущим летчиком-испытателем был И.М.Дзюба. На самолете изменили систему питания топливом, сняли бронеспинку, и две пушки НС-23, усилив конструкцию планера. Прирост скорости составил 70 км/ч. Летчик отмечал сильные вибрации и шум при включении ПуВРД. Подвеска ПуВРД ухудшала маневренные и взлетно-посадочные характеристики самолета. Запуск двигателей был ненадежным, резко снижалась продолжительность полета, усложнялась эксплуатация. Проведенные работы принесли пользу лишь при отработке прямоточных двигателей, предназначавшихся для установки на крылатые ракеты. Самолеты участвовали в воздушных парадах и неизменно своим грохотом производили сильное впечатление на публику. По свидетельству очевидцев в разных парадах участвовало от трех до девяти машин с ПуВРД.

Кульминацией испытаний ПуВРД стал пролет девяти Ла-9РД летом 1947 года на воздушном параде в Тушино. Пилотировали самолеты летчики-испытатели ГК НИИ ВВС В.И.Алексеенко. А.Г.Кубышкин, Л.М.Кувшинов, А.А.МанучаровВ.Г.Масич, Г.А.Седов, П.М.Стефановский, А.Г.Терентьев и В.П.Трофимов.

Весной 1946 года началась постройка самолета «130Р'» с дополнительным ЖРД. В те годы, несмотря на их «прожорливость» и высокую токсичность окислителя, ЖРД ставились на многие истребители. При установке ЖРД РД-1З пришлось перекомпоновать машину. Вместо центрального, бензинового, установили бак с азотной кислотой. Приводы насосов для подачи компонентов топлива подключили к двигателю АШ-82ФН. А керосиновый бак расположили между АШ-82ФН и кабиной летчика, под лафетом, на котором оставили только две пушки.

Для обеспечения центровки основной двигатель сместили вперед на 170,5 мм, что потребовало изготовления новых моторов и капотов. Однако запас продольной устойчивости оказался недостаточный и пришлось увеличить площадь хвостового оперения с заменой перкалевой обшивки рулей на металлическую. Утяжеление хвоста после всех доработок машины потребовало также усиления хвостовой опоры.

В 1946 году, когда уже шла сборка планера, все работы по «130P» прекратились. Причиной этому могли стать успешные испытания первых отечественных самолетов с ТРД и в общем-то, безуспешные попытки установки еще «сырых» и опасных в эксплуатации ЖРД на машины других типов.

ЛТХ:

Модификация Ла-9РД
Размах крыла, м 9,80
Длина, м 8,625
Высота, м 3,56
Площадь крыла, м2 17,72
Масса, кг
-пустого 3150
-нормальная взлетная 3815
Тип двигателя 1 х ПД АШ-82ФН + 1 х ЖРД РД-13
-мощность, л.с. 1 х 1850
Максимальная скорость, км/ч 760
Практическая дальность, км
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 10800
Экипаж 1
Вооружение: 2 х 23-мм пушки НС-23.

1.Ла-9 с пульсирующими воздушно-реактивными двигателями В.Н.Челомея.

Истребитель Ла-9РД с пульсирующими воздушно-реактивными двигателями В.Н.Челомея.

2.Ла-9РД с демонтированными ПуВРД.

Ла-9РД с демонтированными ПуВРД.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Армада. Владимир Перов, Николай Якубович. Истребители Ла-9 и Ла-11.