Истребитель ЛаГГ-3 (4-8 серии).

Разработчик: Лавочкин, Горбунов, Гудков
Страна: СССР
Первый полет: 1941 г.ЛаГГ-3 (4 серия)

Истребители ЛаГГ-3 первых трех серий практически не отличались друг от друга. Серьезные отличия появились начиная с 4-ой серии. В процессе производства истребителей ЛаГГ-3, начиная с 4-й серии, центральный пулемет БК заменили пушкой ШВАК (при этом правый БС пришлось снять), а под плоскостями крыла оборудовали узлы подвески реактивных снарядов и бомб (три — четыре PC под каждой плоскостью или по одной бомбе). Однако первые самолеты выпускались по прежнему с 12,7-мм пулеметом Березина. На самолеты четвертой сери стали устанавливать более совершенные двигатели Климова М-105ПА, одинаковой мощностью с М-105П, но оборудованные усовершенствованным карбюратором К-105ПБ. Так же были внесены конструктивные изменения в фюзеляж самолета. В связи с этими новшествами взлетная масса самолета уменьшилась по сравнению с 1-ой серией и стала равной 3280 килограммов. Однако при серийном производстве самолета были допущены производственные недоработки, что серьезно сказалось на летных характеристиках самолета — уменьшилась скорость полета — 549 километров в час (575 у 1-ой серии), значительно ухудшилась скороподъемность — 588 метров в минуту (735 у 1-ой серии), дальность полета стала равной 870 километров (1100 у 1-ой серии). К тому же ухудшилась маневренность самолета.

Практически по всем показателям самолет уступал немецкому истребителю Bf.109F-4 поступавшему на Восточный фронт в начале войны. За что ЛаГГи получили во многих публикациях последнего времени дурную славу. Чего стоит, приписываемая летчикам военного времени расшифровка: «Лакированный Гарантированный Гроб». Возможно, какой-то остряк и сказанул такое. Однако истребитель совсем не заслужил такой оценки. Да, он был тяжел, вялый в маневре, но в умелых руках вполне мог потягаться с любым противником: 3 февраля 1942 года А.А.Губанов на ЛаГГ-3 в одном бою сбил три Bf.109. Еще один пример — согласно отечественным данным 21 марта 1942 года в районе Ржева пятерка ЛаГГов приняла бой с 30 самолетами Люфтваффе, наши истребители сбили пять немецких машин без потерь со своей стороны.

Следующее серьезное изменение в конструкции самолета была сделано в 8-ой производственной серии. Боевое использование ЛаГГ-3 показало малую эффективность 7,62-мм пулеметов ШКАС. Исходя из этого было принято решение снять с самолета оба таких пулемета, оставив мотор-пушку ШВАК и 12,7-мм пулемет Березина. Это позволило облегчить машину и увеличит ее маневренность. Производство самолетов восьмой сери было начато в конце 1941 года. В дальнейшем на 8-ой серии ставили ставить 23-мм пушку ВЯ-23 (скорострельность 370-500 выстрелов в минуту и начальной скоростью снаряда 905 м/с). Эта пушка показала свою эффективность против слабобронированных и небронированных машин противника. Небольшое количество самолетов этой сери и были оборудованы фотокамерой АФА-1 и использовались в роли фронтовых разведчиков.

ЛТХ:

Модификация: ЛаГГ-3 4 серия
Размах крыла, м: 9,80
Длина, м: 8,81
Высота, м: 4,40
Площадь крыла, м2: 17,62
Масса, кг
-пустого: 2610
-взлетная: 3280
Тип двигателя: 1 х ПД М-105ПА
-мощность, л.с.: 1 х 1050
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 486
-на высоте: 549
Практическая дальность, км: 870
Макс. скороподъемность, м/мин: 588
Практический потолок, м: 9500
Экипаж: 1
Вооружение: 1 х 20-мм пушка, 1 х 12,7-мм пулемет БС и 2 х 7,62-мм ШКАС; 6 РС-82.

1.ЛаГГ-3 (4 серия) с подвешенными РС-82.

Истребитель ЛаГГ-3 (4 серия) с подвешенными РС-82.

1а.ЛаГГ-3 4-й серии

Истребитель ЛаГГ-3 (4 серия).

1б.ЛаГГ-3 4-й серии.

Истребитель ЛаГГ-3 (4 серия).

1в.ЛаГГ-3 (4 серии) в капонире.

Истребитель ЛаГГ-3 (4 серия) в капонире.

1б.ЛаГГ-3 6-й серии

Истребитель ЛаГГ-3 (6 серия).

2.ЛаГГ-3 8-й серии

Истребитель ЛаГГ-3 (8 серия).

2а..

Истребитель ЛаГГ-3 (8 серия) на стоянке.

3..

Летчик-истребитель майор Леонид Гальченко у своего истребителя ЛаГГ-3 с чёрной кошкой. 1942 год.

3а..

Приборная панель истребителя ЛаГГ-3 № 3121715 7-я сер. завода № 21. НИИ ВВС. Август 1941 г.

3б..

ЛаГГ-3 № 3121715. Левый борт кабины пилота.

4..

ЛаГГ-3 № 3121715. Правый борт кабины пилота.

5..

ЛаГГ-3 (4 серия). Рисунок.

8..

ЛаГГ-3 (8 серия) майора Гальченко. Рисунок.

10.Компоновка ЛаГГ-3 (4 серия). Схема 1.

Компоновка ЛаГГ-3 (4 серия). Схема 1.

10а.Компоновка ЛаГГ-3 (4 серия). Схема 2.

Компоновка ЛаГГ-3 (4 серия). Схема 2.

11..

ЛаГГ-3 4-й серии. Схема 1.

12..

ЛаГГ-3 4-й серии. Схема 2.

13..

ЛаГГ-3 4-й серии. Схема 3.

14..

ЛаГГ-3 4-й серии. Схема 4.

14а..

ЛаГГ-3 4-й серии. Схема 5.

15..

ЛаГГ-3 (5 серия). Схема 1.

16..

ЛаГГ-3 (5 серия). Схема 2.

17..

ЛаГГ-3 (7 серия). Схема 1.

18..

ЛаГГ-3 (7 серия). Схема 2.

19..

ЛаГГ-3 (4 серия). Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
В.Алексеенко, М.Никольский. Истребители Лавочкина в Великой Отечественной войне.
«Война в воздухе» № 68. ЛаГГ-3.