Ударный истребитель ЛаГГ-3 (11 серия).

Разработчик: Лавочкин, Горбунов, Гудков
Страна: СССР
Первый полет: 1941 г.

Боевые действия в начале 1941 года показали необходимость принятия на вооружение истребителей способных использоваться в роли легких штурмовиков для нанесения ударов для непосредственной поддержки наступающих войск. Первой модификацией истребителя ЛаГГ-3 в этой роли стали самолеты 11-ой серии. Кроме шести пусковых установок для реактивных снарядов РС-82 они получили бомбодержатели Д3-40. Благодаря этим бомбодержателям самолеты могли использовать легкие бомбы до 50 килограмм (фугасные ФАБ-50, осколочные АО-25М и ФАБ-50М или химические ХАБ-25 и АОХ-15). Так же самолеты получили на вооружение химические контейнеры ВАП-6М (Выливной авиационный прибор) с 38 литрами фосфорного газа и распылителем АСБР-2 способным выбросить весь газ в течении 3-4 секунд. Для уничтожения живой силы противника применялись так же зажигательные контейнеры ЗАП-6 (зажигательный авиационный прибор). Боевые возможности самолетов 11-ой серии были еще увеличены в начале 1942 года, после замены пусковых установок РС-82 на пусковые установки реактивных снарядов РС-132.

Для облегчения истребителя было решено уменьшить запаса топлива, то есть — вернуться к исходному, трехбачному, варианту ЛаГГа. На ЛаГГах 11-й серии крыльевые баки не устанавливались совсем — для компенсации встроенных крыльевых баков предлагалось использовать подкрыльевые подвесные сбрасываемые бачки емкостью до 100 л, однако широкого распространения они не получили.

Ударные версии ЛаГГ-3 использовались на Калининском фронте в конце 1941-го и в начале 1942 года. 129-й авиационный полк, оснащенный истребителями ЛаГГ-3 11-ой серии, за успешные действия в начале 1942 года получил звание Гвардейского. Часть самолетов этого полка было переоборудовано в зимний вариант с заменой колесного шасси на лыжи.

ЛТХ:

Модификация: ЛаГГ-3 (11 серия)
Размах крыла, м: 9,80
Длина, м: 8,81
Высота, м: 4,40
Площадь крыла, м2: 17,62
Масса, кг
-пустого: 2560
-взлетная: 3080
Тип двигателя: 1 х ПД М-105ПА
-мощность, л.с.: 1 х 1050
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 490
-на высоте: 552
Практическая дальность, км: 760
Макс. скороподъемность, м/мин: 605
Практический потолок, м: 9400
Экипаж: 1
Вооружение: 1 х 20-мм пушка, 1 х 12,7-мм пулемет БС и два 7,62-мм ШКАС; 6 РС-82 или РС-132 и 2 бомбы по 50 кг.

1.ЛаГГ-3 11-й серии.

Ударный истребитель ЛаГГ-3 11-й серии.

1а.ЛаГГ-3 11-й серии на л. ш.

Ударный истребитель ЛаГГ-3 11-й серии на лыжном шасси.

2.ЛаГГ-3 11-й серии.

Ударный истребитель ЛаГГ-3 11-й серии на лыжном шасси. Вид спереди.

4.ЛаГГ-3 (11 серия). Зима 1942 г.

Ударный истребитель ЛаГГ-3 11-й серии. Зима 1942 г.

4а.Кабина пилота ЛаГГ-3 11-ой серии.

Кабина пилота ЛаГГ-3 11-ой серии.

5.ЛаГГ-3 (11 серия). Рисунок.

ЛаГГ-3 11-й серии. Рисунок.

6.ЛаГГ-3 (11 серия). Рисунок..

ЛаГГ-3 11-й серии на лыжном шасси. Рисунок.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
В.Алексеенко, М.Никольский. Истребители Лавочкина в Великой Отечественной войне.
«Война в воздухе» № 68. ЛаГГ-3.