Фронтовой истребитель МиГ-17 (СМ-1).

Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича
Страна: СССР
Первый полет: 1952 г.0.МиГ-17 (СМ-1)

20 апреля 1951 года вышло Постановление Совмина СССР № 1282-648, предписывающее ОКБ-155 построить на базе МиГ-17 самолет И-340 с двумя двигателями АМ-5. Этот бесфорсажный ТРД создавался в ОКБ А.А.Микулина и представлял собой уменьшенный вариант АМ-3, самого мощного в то время советского реактивного двигателя. И-340 должен был развивать на высоте 2000 м максимальную скорость 1160 км/ч, а на 10000 м — 1080 км/ч, набирать высоту 10000 м за 2,9 минуты и обладать практическим потолком не менее 16500 м.

В ОКБ-155 самолет получил шифр СМ-1. Для сокращения сроков создания машины Микоян предложил использовать опытный СИ-02, который оснастить двумя АМ-5, расположив их рядом в хвостовой части фюзеляжа. Проектирование началось в мае 1951 года и завершилось в сентябре. Применение новой силовой установки потребовало изменить форму хвостовой части фюзеляжа и позволило увеличить емкость топливной системы. Кроме того, увеличили площадь сечения каналов воздухозаборника. В низу хвостовой части оборудовали отсек для тормозного парашюта.

Из-за задержки с поставкой двигателей в конце года сборка СМ-1 была приостановлена и завершилась в марте 1952 года. Заводские испытания проводили летчики Г.А.Седов и К.К.Коккинаки, которые обнаружили целый букет конструктивных недостатков самолета и двигатели. Седов вспоминал: «СМ-1, получивший в обиходе прозвище «Люська»,… отличался недостаточно герметичной кабиной, позволявшей сохранять постоянное давление лишь при работающих двигателях. В случае их отказа необходимо было срочно снижаться. Малейшая задержка, и у летчика открывались кровотечения, а подобные отказы были не редкость. В полете нередко наблюдались остановки или помпаж двигателей при резкой даче секторов газа».

В процессе испытаний АМ-5, развивавший на «максимале» тягу до 2000 кгс, заменили более совершенным АМ-5А с тягой до 2150 кгс. Суммарная мощность двух двигателей была выше, чем одного ВК-1Ф на форсаже. Это благоприятно сказалось на летных характеристиках СМ-1, так, его максимальная скорость на высоте 5000 м увеличилась до 1193 км/ч, чуть-чуть превысив скорость звука. Кроме того, новые ТРД были более экономичными, чем ВК-1Ф, что в сумме с возросшим запасом топлива привело к существенному увеличению радиуса действия машины. Однако в целом характеристики были признаны недостаточными для сверхзвукового истребителя, и для их улучшения Микулин решил оснастить АМ-5А форсажной камерой. Такой двигатель получил обозначение АМ-5Ф, но так и не был подготовлен для установки на самолет. На базе него создали более мощный РД-9, который нашел применение на МиГ-19. Опытный СМ-1 в дальнейшем использовался для исследования влияния стрельбы из пушек на работу двигателей.

ЛТХ:

Модификация: МиГ-17 (СМ-1)
Размах крыла, м: 9,60
Длина самолета, м: 11,26
Высота самолета, м: 3,80
Площадь крыла, м2: 22,60
Масса, кг
-пустого самолета, кг: 3705
-нормальная взлетная: 5210
Тип двигателя: 2 х ТРД АМ-5
Максимальная тяга, кгс: 2 х 2000
Максимальная скорость, км/ч: 1193
Практическая дальность, км: 1475
Практический потолок, м: 15600
Макс. эксплуатационная перегрузка: 8
Экипаж, чел: 1
Вооружение: две пушки HP-23 (2х80 патронов).

1.Опытный истребитель МиГ-17 (СМ-1).

Опытный истребитель МиГ-17 (СМ-1).

2.МиГ-17 (СМ-1). Вид спереди.

МиГ-17 (СМ-1). Вид спереди.

3.МиГ-17 (СМ-1).

Опытный истребитель МиГ-17 (СМ-1).

4.МиГ-17 (СМ-1). Вид сзади.

МиГ-17 (СМ-1). Вид сзади.

.

.

Список источников:
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Сайт «Уголок неба». 2010 страница: «Микоян,Гуревич МиГ-17 (СМ-1)».