Высотный истребитель И-225 (5А).
Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича
Страна: СССР
Первый полет: 1944 г.
И-225 (5А) — скоростной высотный истребитель с двигателем АМ-42ФБ и турбокомпрессором ТК-300Б разработки ОКБ-300. В начале 1944 года ОКБ-155 в инициативном порядке провело модификацию истребителя И-220 № 02 под опытный мотор АМ-42Б с турбокомпрессором ТК-300Б. На самолете, получившем название И-225 и шифр «5А», также установили воздухо-воздушный радиатор для охлаждения воздуха, поступающего в карбюратор двигателя, и трехлопастный винт АВ-5ЛВ-22А диаметром 3,6 м.
Истребитель И-225 был выпущен из производства 9 мая 1944 года и передан на ЛЭС завода № 155. Первый полет на самолете выполнили 21 июля 1944 года. Для проведения заводских испытаний в соответствии с приказом НКАП №447 от 24 июля 1944 года утвердили ведущего инженера А.Г.Брунова и летчика-испытателя А.П.Якимова. На испытаниях И-225 достиг на номинальном режиме скорости 580 км/ч у земли и 721 км/ч на высоте 8850 м. Высоту 5000 м самолет набирал за 4,5 мин., а 8000 м — за 7,9 мин. На максимальных и боевых режимах скорость и скороподъемность не определялись. Однако в самом конце заводских испытаний самолет И-225 потерпел аварию. 9 августа 1944 года во время определения границы высотности на номинальном и максимальном режимах работы двигателя на высоте 7000-7500 м начался пожар из-за обрыва главного шатуна второго цилиндра мотора АМ-42Б № 02. На высоте 2000-1500 м летчик А.П.Якимов покинул горящую машину, получив при этом ожоги.
Второй экземпляр истребителя И-225 был закончен в производстве 20 февраля 1945 года. Первый вылет выполнили 14 марта 1945 года. Первоначально на самолет планировали установить мотор АМ-43, однако из-за его отсутствия на него поставили АМ-42ФБ №01. Кроме того, самолет оснастили турбокомпрессором АМТК-1А, воздухо-воздушным радиатором, трехлопастным воздушным винтом АВ-5Л-22В диаметром 3,6 м, а также гермокабиной. Вооружение состояло из четырех синхронных 20-мм пушек СШ-20 с боекомплектом по 100 патронов. Опытные пушки СШ-20 в дальнейшем планировали заменить на серийные Б-20.
Для проведения заводских летных испытаний второго экземпляра И-225 в соответствии с приказом НКАП №157 от 17 апреля 1945 года утвердили ведущего инженера А.Г.Брунова и летчика-испытателя А.П.Деева. Однако 26 апреля в 16-м полете самолет потерпел аварию при перелете с места вынужденной посадки около деревни Лузгарино в районе Шатуры. При разбеге преждевременно стала убираться правая стойка шасси, летчик сразу убрал газ, но самолет все же выскочил на пашню, развернулся на 180° и от удара об землю у него отломилась хвостовая часть фюзеляжа. Несмотря на серьезные повреждения, самолет было решено восстановить. В июне 1945 года, после замены разрушенного фюзеляжа новым, И-225 № 02 покинул сборочный цех. На заводских испытаниях второго экземпляра И-225 была достигнута максимальная скорость 560 км/ ч у земли и 726 км/ч на высоте 10000 м, которую самолет набирал за 8,8 мин. Время подъема на высоту 5000 м составило 4 мин.
После замены мотора, выработавшего свой ресурс, и ряда контрольных полетов по проверке его границы высотности самолет 30 октября 1945 года отправили в ГК НИИ ВВС на государственные испытания. Однако в ГК НИИ ВВС к летным испытаниям И-225 № 02 приступить не смогли, так как в контрольном полете был обнаружен помпаж установленного на машине турбокомпрессора. В начале января 1946 года турбокомпрессор сняли для замены диффузора и всасывающего патрубка от воздухо-воздушного радиатора к карбюраторам. На патрубке, как и на И-224, установили управляемую заслонку для перепуска воздуха в атмосферу при появлении в полете помпажа ТК.
27 января 1946 года во время полета была обнаружена тряска мотора АМ-42ФБ №04 на номинальном режиме до высоты 6000 м, после чего завод №300 принял решение заменить его на мотор АМ-44 с непосредственным впрыском. Полеты были прерваны, и самолет 13 февраля перегнали на завод №155 для замены мотора, который поступил с завода №300 только 6 апреля 1946 года. В мае закончили монтаж мотора АМ-44 и провели отстрел пушечного вооружения в тире.
Первый вылет истребителя И-225 с новой силовой установкой состоялся 31 мая 1946 года. По требованию завода № 300 на самолете, до сдачи его в ГК НИИ ВВС для продолжения госиспытаний, в июне были проведены испытания мотора АМ-44 с турбокомпрессором АМТК-1А. Однако во время этих испытаний был выявлен ряд существенных дефектов мотора, вследствие чего предъявить самолет И-225 для продолжения госиспытаний не удалось. Постановлением Совета Министров №493-192 от 11 марта 1947 года работы по самолету были прекращены.
ЛТХ:
Модификация: И-225
Размах крыла, м: 11,00
Длина, м: 9,50
Высота, м: 3,70
Площадь крыла, м2: 20,40
Масса, кг
-пустого самолета: 3010
-взлетная: 3900
-топлива: 325 (в крыльевых баках в перегрузку еще 127 кг)
Тип двигателя: 1 х ПД АМ-42ФБ+ТК-300Б
-мощность, л.с.: 1 х 1900
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 560
-на высоте: 726
Практическая дальность, км: 1300
Скороподъемность, м/мин: 1250
Практический потолок, м: 12600
Экипаж: 1
Вооружение: четыре синхронные 20-мм пушки СШ-20 с боекомплектом по 100 снарядов.
Высотный истребитель И-225 (5А) на заводском дворе (первая машина).
Высотный истребитель И-225 (5А) на заводском дворе (первая машина).
Высотный истребитель И-225 (5А) на заводском дворе (первая машина).
Высотный истребитель И-225 (5А), вторая машина с двигателем АМ-42Б и ТК-300Б.
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Крылья России. История и самолеты ОКБ «МиГ».
Приложение к журналу «М-Хобби» — «Крылья» № 02 от 2008 г. Михаил Маслов. Истребитель МиГ-3.
Журнал «Авиация и Космонавтика» № 05 за 2013 г. Андрей Ивицкий. Истребитель МиГ-3 — утраченные возможности.
Журнал «Авиаколлекция» № 01 за 2015 г. Н.В. Якубович. Истребитель МиГ-3.
К 60-летию ОКБ им. А.И.Микояна — Журнал «Авиация и Космонавтика». Евгений Арсеньев. Самолеты ОКБ им. А.И.Микояна.
РУСАВИА, 2003. А.Н.Медведь, Д.Б.Хазанов, М.А.Маслов. Истребитель МиГ-3.
Авиационный форум Prop&Jet. Архивные фото.