Высотный истребитель-перехватчик И-221 (2А).

Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича
Страна: СССР
Первый полет: 1943 г.0.и-221

И-221 (2А) — высотный истребитель-перехватчик с двигателем АМ-39А и двумя турбокомпрессорами ТК-2Б разработки ЦИАМ. В связи с продолжавшимися полетами над Москвой немецких самолетов-разведчиков Государственный Комитет Обороны в Постановлении № 3561 от 12 июня 1943 года отметил, что достигнутая на высотных истребителях Як-9ПД с моторами М-105ПД боевая высота 12000 м недостаточна для борьбы с высотными разведчиками противника и обязал НКАП провести работу по увеличению боевой высоты истребителей до 13000-14000 м.

В исполнение этого Постановления, а также в соответствии с последовавшим 14 июня 1943 года приказом НКАП № 355 коллективу ОКБ-155 надлежало построить к 1 сентября истребитель-перехватчик с высотой боевого применения 14000 м путем установки на мотор турбокомпрессора. Для ускорения работ было принято решение строить самолет на базе истребителя И-220. К разработке проекта истребителя, получившего название И-221 и шифр «2А», приступили в середине июня 1943 года, а через два месяца начали сборку новой машины. Однако из-за несвоевременной поставки двигателя самолет был закончен в производстве только 28 октября.

Основными отличиями истребителя И-221 от И-220 были: двигатель АМ-39А с редукцией 0,59 (вместо 0,732), два турбокомпрессора ТК-2Б, четырех -лопастный винт серии АВ-9 диаметром 3,5 м, а также увеличенный до 13 м размах крыла. Вооружение состояло из двух 20-мм синхронных пушек ШВАК (СП-20) с боезапасом по 100 снарядов (одна пушка устанавливалась в перегрузку). По расчетам самолет И-221 должен был иметь максимальную скорость 685 км/ч на высоте 12500 м и потолок 15000 м. Заданную высоту 14000 м предполагалось набирать за 22 мин.

После отстрела пушечного вооружения в тире, 5 ноября 1943 года И-221 передали на ЛЭС завода № 155. Для проведения заводских испытаний был назначен прикомандированный из 12 Гв.иап летчик П.А.Журавлев. Намеченный на 22 ноября первый вылет не состоялся, так как мотор работал с перебоями, да к тому же на рулежке самопроизвольно сложился костыль, а при торможении разрушились пневматики колес. После ремонта и доработки 2 декабря самолет выполнил первый полет. В ходе испытаний в основном отрабатывали силовую установку. Однако истребитель И-221 успел выполнить только 8 полетов с налетом 3 часа. 7 февраля 1944 г. самолет, пилотируемый П.А.Журавлевым, вылетел в высотный полет. На высоте 9000 м машина загорелась и летчик принял решение покинуть ее на парашюте. И-221 упал в районе Монино-ст.Кудиново, а летчик благополучно приземлился.

Однако как потом установила комиссия, созданная для расследования аварии, ее причиной явилась неправильная оценка обстановки летчиком П.А.Журавлевым, которым за начавшийся пожар было принято появление дыма в кабине и длинных факелов пламени из выхлопных патрубков ТК.

ЛТХ:

Модификация: И-221
Размах крыла, м: 13,00
Длина, м: 9,55
Высота, м: 3,70
Площадь крыла, м2: 22,44
Масса, кг
-пустого самолета: 3296
-взлетная: 3800
Тип двигателя: 1 х ПД АМ-39А + ТК-25
-мощность, л.с.: 1 х 1550
Максимальная скорость, км/ч: 690
Практическая дальность, км: 1000
Скороподъемность, м/мин: 1087
Практический потолок, м: 11000
Экипаж: 1
Вооружение: две 20-мм синхронные пушки ШВАК (СП-20) с боезапасом по 100 снарядов.

1.И-221 (2А)

Высотный истребитель-перехватчик И-221 (2А).

2.И-221 (2А). Схема.

И-221 (2А). Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Крылья России. История и самолеты ОКБ «МиГ».
Авиация и Космонавтика. Евгений Арсеньев. Самолеты ОКБ им. А.И.Микояна.