Морской разведчик Як-25МР.

 

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1955 г.

Решая вопросы морской обороны, руководство СССР пришло к выводу о невозможности создания надводного флота, равного по численности и тем более превосходящего объединенную корабельную группировку США, НАТО и их внеблоковых союзников. Тогда было принято правильное решение противопоставить ей разумно достаточные силы подводного флота и авиации. В этих условиях росла роль морской разведывательной авиации, которая должна была действовать как в дальней морской зоне, так и непосредственно у наших берегов.

Як-25МР (Як-25РМ) проект, скоростной морской разведчик. Разработка самолета была задана ОКБ-115 по ПСМ № 1968-911 от 18.09.1954 г. и приказу по МАП № 597 от 21.09.1954 г. со сроком передачи на испытания в феврале 1955 г.
Самолет представлял собой модификацию перехватчика Як-25М с отличиями:

  • НЧФ удлинена на 500 мм (так в большинстве источников, описывающих конструкцию Як-25МР, но по таблицам размеров Як-25М есть разночтения в его длине), ее конструкция НЧФ полностью переделана;
  • установлена новая РЛС СПРС-1 «Курс» для поиска морских целей (могла разделять групповые и единичные цели), а также для обеспечения работы радиолокационного запросчика системы «свой чужой»;
  • поскольку антенна РЛС имела меньшую антенну и меньшие углы ее поворота, чем РЛС РП-1Д или РП-6 серийного перехватчика Як-25 радиопрозрачная часть НЧФ уменьшена; — за блоками РЛС в НЧФ установлена одна АКАФУ типа ФА-РЛ-1 с плановым АФА-33/75М и одна с перспективным АФА-33/50 (этот АФА в ряде вариантов боевых заданий полагалось снимать для облегчения самолета и сокращения времени его подготовки к вылету), установка АФА в средней части фюзеляжа предположительно исключена из состава самолета;
  • для привязки объекта при фотографировании в кабине штурмана – оператора установлен оптический прицел ОПБ-1Р;
  • установлена полная система государственного опознавания «свой-чужой» с запросчиком-ответчиком СРЗО-1;
  • установлена система предупреждения об облучении РЛС СПО «Сирена-2С»;
  • в дополнение к радиостанции РСИУ-3, которая теперь использовалась как командная, установили 1РСБ-70М в качестве связной (она имела большую дальность действия, ее шлейфовая антенна была установлена в ХЧФ по правому борту);
  • вместо самолетного переговорного устройства СПУ-2Р установлено новое СПУ-5;
  • в вооружении самолета оставлена правая пушка Н-37Л;
  • установка левой пушки Н-37Л с ее обтекателем были демонтирована, в нише правого тормозного щитка разместили спасательную лодку ЛАС-5М.

Эскизный проект был утвержден только 04.03.1955 г. – с большим отставанием от графика, что объяснялось сложностью вносимых изменений и загруженностью ОКБ другими более важными заданиями. Самолет был построен заводом № 115 (г. Москва) с использованием агрегатов серийного перехватчика Як-25М, в конструкцию которого были внесены изменения в соответствии с проектом. Топливная система была сделана по типу опытного Як-25М № 3, но очевидно по технологическим причинам имела незначительно (на 50 л) меньшую емкость внутренних баков – 2650 кг керосина, емкость ПТБ – 735 кг. самолет был передан на заводские испытания в частичной комплектации (без АКАФУ с аэрофотоаппаратом АФА-33/50 для перспективной съемки). В дальнейшем этот АФА был установлен. Самолет совершил первый полет предположительно в начале 1955 г.

Заводские испытания самолета завершились 25.07.1955 г. По скоростям на высотах 5000 и 10000 м самолет незначительно (на 10 и 16 км/ч соответсвенно) перекрыл утвержденные Заказчиком ТТТ. По величине практического потолка превышение составило 600 м. По сравнению с серийным самолетом-разведчиком Ил-28Р, находившимся на вооружении АВМФ СССР самолет Як-25МР имел меньшую дальность полета на 770 км без ПТБ, но рабочая высота полета у Ил-28 была меньше на 2000 м и меньше была крейсерская скорость, на 410 км с ПТБ, полет Ил-28Р выполняет на 300 м выше, чем Як-25МР. При этом самолет Як-25МР превосходил Ил-28Р по скорости на 170-200 км/ч в зависимости от высоты полета и на 2400 м по практическому потоку.

Командование АВМФ сочло целесообразным оставить на вооружении самолет Ил-28Р по следующим причинам:

  • у имевшегося значительного парка Ил-28Р АВМФ СССР был значительный остаток ресурса;
  • у самолета И-28Р был учебно-тренировочный вариант для обучения летчиков Ил-28У, для семейства Як-25 такой специальной модификации не было, а возможности использования для обучения основного варианта самолета-перехватчика (он имел двойное управление) были хуже из-за ограниченного обзора из второй кабины, где размещался бы летчик-инструктор);
  • под самолет Ил-28Р была создана мощная ремонтно-эксплуатационная база, которая также использовалась для других модификаций самолета (Ил-28 в базовом бомбардировочном варианте, учебно-тренировочный Ил-28У, торпедоносец Ил-28Т, постановщик помех и самолет радиоэлектронной разведки Ил-28П);
  • эксплуатационные затраты на самолет Ил-28Р ниже из-за меньшей стоимости двигателей РД-45 или ВК-1А и их большего ресурса по сравнению с АМ-5;
  • в условиях быстрого развития истребительной авиации и ЗРК (в т.ч. корабельного базирования) превосходство в скорости, которое имеет самолет Як-25МР перед серийным Ил-28Р не достаточно. Кроме того, программа заводских испытаний была выполнена ЛИДБ ОКБ-115 с отступлениями от требований. В частности, не были замерены важнейшие для Заказчика (АВМФ) показатели – дальность, дальность и продолжительность полета (они были приняты в проекте по подобию с серийным Як-25М с уточнением с учетом разницы в запасе топлива).

На вооружение самолет принят не был и в серию не запускался. Было признано целесообразным приступить к разработке самолетов-разведчиков со сверхзвуковой скоростью полета и ОКБ-115 справилось с этой сложной задачей. Однако созданные этим ОКБ самолеты Як-27 и Як-28 также не заинтересовали командование ВМФ СССР, которое предпочло самолет Ту-22Р/РД, который имел больший радиус действия и мог также применятся как бомбардировщик.

ЛТХ:

Модификация: Як-25МР
Размах крыльев, м: 10,964
Длина, м: 16,165
Площадь крыла, м2: 28,95
Масса, кг
-пустого самолета: 5379
-взлетная масса: 9450
Максимальная скорость, км/ч: 1100
Двигатели: 2 х ТРД РД-5А
Тяга, кгс: 2 х 2000
Практический потолок, м: 14700
Топливные баки, л
-внутренние: 3445
-ПТБ: 670
Практическая дальность полета, км: 2630
Экипаж, чел: 2
Вооружение: 1 х 37-мм пушки Н-37Л со 100 снарядами на пушку.

Опытный морской разведчик Як-25МР – единственный экземпляр самолета с бортовым номером «43».
Як-25МР на заводских испытаниях.
Носовая часть морского разведчика Як-25МР с установкой аэрофотоаппарата АФА-33-50.
Опытный морской разведчик Як-25МР. Рисунок.

.
.
Список источников:
Журнал «Авиация и время». Ефим Гордон. Большое семейство.
Gordon Ye. Yakovlev Yak-25/26/27/28: Yakovlev’s Tactical Twinjets.
Сайт «Наука и Техника». Сергей Мороз. Морской разведчик Як-25МР.