Истребитель Як-3 ВК-108.

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1944 г.0.Як-3 ВК-108.

Як-3 с двигателем ВК-108 являлся модификацией Як-3 сдвигателем ВК-107А. Эта работа носила, по существу, экспериментальный характер и преследовала цель получить сравнительные характеристики самолетов с двигателями ВК-107А и ВК-108.

Як-3 ВК-108 отличался в основном новыми винтомоторной группой и вооружением:
-взамен двигателя ВК-107А номинальной мощностью 1500 л.с. установлен ВК-108 номинальной мощностью 1550 л.с. с очень напряженным тепловым режимом;
-взамен двух синхронных пушек Б-20С калибра 20 мм с боезапасом по 120 снарядов установлена одна мотор-пушка HС-23 калибра 23 мм с боезапасом 60 снарядов.

В связи с установкой нового двигателя в ВМГ самолета внесены следующие основные изменения:
-винт ВИШ-107СВ-1 заменен на ВИШ-107ЛТ-5;
-несколько изменена моторама;
-установлены водорадиатор ОП-624 и маслорадиатор ОП-622 (взамен ОП-554 и ОП-555), обладавшие большей охлаждающей способностью;
-туннель водорадиатора опущен вниз на 60 мм;
-выхлопной коллектор заменен раздельными выхлопными патрубками;
-верхняя крышка капота выполнена без желобов для стволов пушек;
-всасывающий патрубок выведен под двигатель;
-запас горючего уменьшен с 390 до 350 кг, а масла — увеличен до 55 кг.

Внесены также некоторые изменения в конструкцию и оборудование самолета:
-фонарь кабины выполнен, как у опытного Як-3 ВК-107А «Дублер»;
-произведена более тщательная герметизация хвостовой части фюзеляжа;
-элероны обшиты дюралем вместо полотна;
-снято заднее бронестекло и установлена бронеспинка старого типа (Як-1) и др.

В результате указанных, а также некоторых других более мелких изменений, произведенных специально для облегчения самолета, полетная масса уменьшилась до 2896 кг.

Як-3 ВК-108 был построен в ОКБ за два месяца — с 1 августа по 1 октября 1944 года и проходил заводские испытания с 7 октября 1944 года по 8 марта 1945 года при полетной массе 2830 кг (уменьшена за счет снятия вооружения и неполной заправки бензином и маслом).

Летчик-испытатель В.Л.Расторгуев, ведущий инженер по испытаниям А.H.Кануков, механик Ф.3.Сбитнев. Первый вылет состоялся 19 декабря 1944 года. Всего было произведено пять полетов общей продолжительностью 1 ч. 17 мин.

Самолет показал выдающиеся летные характеристики. Максимальная горизонтальная скорость на высоте 6290 м, полученная в полете 21 декабря, составляла 745 км/ч и была близка к мировому рекорду 755 км/ч, установленному в 1939 году на специально модифицированном гоночном варианте Me-109. Время набора высоты 5000 м — 3,5 мин. Заметно сократился разбег — самолет взлетал почти с трех точек.

Поскольку в конструктивном отношении Як-3 ВК-108 мало отличался от Як-3 ВК-107А, он обладал и недостатками последнего. Опытный двигатель ВК-108 имел очень напряженный тепловой режим (высокую теплоотдачу). Hапример, в полете 21 декабря температура масла на «площадке» достигала предельно допустимой величины 110°С. Из-за недоведенности двигателя (тряска, дымление, частые выходы из строя) заводские испытания сопровождались большими задержками. После полета 21 декабря они были прерваны для замены двигателя, а 8 марта 1945 года после первого же полета с новым двигателем прекращены вследствие неудовлетворительной работы двигателя.

В 1945 году была предпринята еще одна попытка установки ВК-108 на Як-3. Работа выполнялась под руководством ведущего инженера ОКБ В.Г.Григорьева с 1 августа по 1 ноября 1945 года. Самолет отличался от предыдущего только тем, что имел две синхронные пушки Б-20С с боезапасом по 120 снарядов (как на Як-3 ВК-107А). Эта попытка также не дала желаемых результатов. Приказ HКАП от 28 мая 1946 года предусматривал постройку трех опытных самолетов Як-3 ВК-108 на заводе № 31 (к 1 сентября, 1 октября и 1 ноября 1946 года), но фактически Як-3 ВК-108 так и остался в одном экземпляре.

Дальнейшая работа не проводилась вследствие недоведенности двигателя, а также необходимости перевода работы ОКБ по боевым самолетам на реактивную тематику.

ЛТХ:

Модификация: Як-3 ВК-108
Размах крыла, м: 9,20
Длина, м: 8,55
Высота, м: 2,42
Площадь крыла, м2: 14,85
Вес, кг
-пустого самолета: —
-нормальная взлетная: 2896
Тип двигателя: 1 х ПД ВК-108
-мощность, л.с.: 1 х 1550
Максимальная скорость, км/ч: 745
Практическая дальность, км: —
Скороподъемность, м/мин: 1429
Практический потолок, м: 10400
Экипаж: 1
Вооружение: одна мотор-пушка HС-23 калибра 23-мм с боезапасом 60 снарядов.

1.Истребитель Як-3 ВК-108.

Истребитель Як-3 ВК-108.

2.Истребитель Як-3 ВК-108.

Истребитель Як-3 ВК-108.

3.Истребитель Як-3 ВК-108.

Истребитель Як-3 ВК-108.

4.Як-3 ВК-108. Рисунок.

Як-3 ВК-108. Рисунок.

5.Як-3 ВК-108. Схема.

Як-3 ВК-108. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
А.Т.Степанец. Истребители ЯК периода Великой Отечественной войны.
Константин Косминков. Истребитель Як-3 — мечта пилота.
Самолеты мира. Вячеслав Кондратьев. Предвестник победы.
«Война в воздухе» №№ 31-34. Истребители Як-1;-3;-7;-9 во Второй Мировой войне.
Антология Як. (Airfield.narod.ru).