Дальний истребитель Як-9Д.

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1943 г.0.як-9д

Як-9Д (дальний) с двигателем М-105ПФ и винтом ВИШ-61П представлял собой истребитель с увеличенной дальностью полета и наряду с Як-9Т являлся одной из первых и основных модификаций серийного Як-9 с тем же двигателем. Необходимость в таком истребителе возникла в 1943 году, когда советские наземные войска стали осуществлять глубокие прорывы обороны противника. При быстром продвижении и отсутствии впереди подготовленных аэродромов возникла опасность отрыва авиации от наземных войск.

От серийного Як-9, Як-9Д отличался в основном запасами горючего и смазочного материала. Вместо двух бензобаков на 440 л (320 кг) были установлены четыре бака на 650 л (480 кг). Запас масла — 48 кг вместо 25 кг на Як-9. Емкость бензобаков распределялась следующим образом: два корневых по 208 л и два консольных по 117 л, расходный бачок отсутствовал. В кабине был установлен трехходовый бензокран, позволявший производить питание двигателя как раздельно от правой или левой групп баков, так и от обеих групп баков одновременно.

На самолетах войсковой серии вместо трехходового бензокрана был установлен расходный бачок на 6 л и все бензобаки самостоятельно соединялись с ним. Обратные клапаны в трубопроводах между расходным бачком и основными бензобаками пре- пятствовали переливанию горючего из одного бака в другой.

Як-9Д, как и Як-9, был вооружен одной мотор-пушкой ШВАК с боезапасом 120 снарядов и одним (левым) синхронным пулеметом УБС с боезапасом 200 патронов.

По скороподъемности, потолку, маневренности и взлетнопосадочным свойствам Як-9Д при максимальной полетной массе уступал двухбачному Як-9. Однако примерно при половинной выработке горючего разница между ними в этих показателях сглаживалась.

Серьезным недостатком Як-9Д первых выпусков как истребителя сопровождения являлось отсутствие авиагоризонта и радиополукомпаса, что ограничивало возможность его использования в плохих метеоусловиях, а также несоответствие между дальностью полета (905 км на режиме скоростной дальности) и дальностью двухсторонней радиосвязи (60 км).

Як-9Д построен ОКБ в январе 1943 года, проходил государственные испытания в НИИ ВВС с 14 января по 26 февраля 1943 года (летчик В.Е.Голофастов, ведущий инженер И.Г.Рабкин), выпускался серийно с марта 1943 года по июнь 1946 года. Всего выпущено 3058 самолетов Як-9Д.

Войсковые испытания на боевое применение проводились на Западном фронте в 18 ГвИАП (командир Герой Советского Союза подполковник А.Е.Голубов) с 17 августа по 18 сентября 1943 года и также в 20 ИАП (командир — подполковник А.К.Петровец).

В 18 ГвИАП участвовали в испытаниях три Як-9Д. На одном из них было осуществлено получившее в дальнейшем широкое распространение объединенное управление винтом и газом (ВГ), на двух других — штурвальное. Кроме трех Як-9Д в 18 гв.иап имелись на вооружении 12 Як-9Т и 7 Як-9. Все типы самолетов были равномерно распределены по трем эскадрильям. Для них ставились одинаковые боевые задачи, которые выполнялись в смешанных боевых порядках. Полеты производились с полевых аэродромов с рабочей площадью 500х1500 м. На этих же аэродромах базировался авиационный полк «Нормандия», на вооружении которого имелись 9 Як-9Д и 11 Як-9. Ряд боевых задач 18 гв.иап выполнял совместно с полком «Нормандия». За время войсковых испытаний на трех Як-9Д выполнено 58 полетов с общим налетом 66 ч. 37 мин. (средняя продолжительность полета 1 ч. 14 мин.), проведено 7 воздушных боев, сбито 5 самолетов противника, в том числе: He-111 — 1, Ju-87 — 2, FW-190 — 2. Свои потери — один сбитый и один поврежденный Як-9Д.

Однако, по данным из других частей, обычно наибольшая удаленность Як-9Д от своего аэродрома равнялась 211 км, наибольшая продолжительность полета — 1 ч. 20 мин., а средняя — 54 мин.; средний часовой расход горючего — всего лишь 270 л, т.е. использовалось в среднем 40% горючего.

В авиаполку «Нормандия» и в других частях, имевших на вооружении Як-9Д, по собственной инициативе заглушали консольные бензобаки, и все полеты совершали при заправке только корневых баков.

Опыт боевого применения показал, что использование Як-9Д в истребительных полках, где подавляющее большинство самолетов имело меньший запас горючего, для совместного выполнения одних и тех же задач нецелесообразно, так как в этом случае Як-9Д возит с собой как лишний груз неиспользованное горючее, что снижает летные данные самолета и, кроме того, служит источником повышенной уязвимости его по сравнению с Як-9. Было признано, что наиболее целесообразно использовать Як-9Д для выполнения специальных задач, которые не могли быть решены истребителями с ограниченным запасом горючего (Як-1, Як-7, Як-9), например для сопровождения бомбардировщиков в глубокий тыл противника, действий истребителей при отрыве аэродромов в наступательных операциях, когда впереди нет подготовленных аэродромов, обеспечения действий танковых групп, прорвавшихся в глубокий тыл противника, продолжительных полетов по прикрытию наземных войск и поля боя, полетов в условиях быстро меняющейся метеообстановки, когда невозможно возвращение на свой аэродром, разведки, прикрытия своих аэродромов и др.

Большой запас горючего позволял летчику быть более спокойным в боевом вылете в отношении вынужденной посадки из-за нехватки горючего, но увеличенный объем бензобаков делал поражение самолета более вероятным.

Опыт воздушных боев показал, что Як-9Д до высоты 3500 м имел преимущество над Me-109G-2 и FW-190A-8 на виражах, а при израсходовании примерно половины запаса горючего и на вертикальном маневре.

30 августа 1943 года Як-9Д в одном из воздушных боев с FW-190A-8 получил серьезные повреждения: у него был пробит снарядом левый корневой бензобак, пробит картер редуктора двигателя, фюзеляж имел несколько пулевых пробоин. Несмотря на повреждения самолета и двигателя, летчик довел самолет до своего аэродрома и произвел благополучную посадку, что говорит о высокой живучести Як-9Д.

Небольшое число Як-9Д в конце 1944 года было передано болгарским ВВС. Самым выдающимся болгарским летчиком, летавшим на истребителях «Як», был З.Захариев, получивший звание Героя Советского Союза.

ЛТХ:

Модификация: Як-9Д
Размах крыла, м: 9,74
Длина, м: 8,60
Высота, м: 3,00
Площадь крыла, м2: 17,15
Масса, кг
-пустого самолета: 2350
-нормальная взлетная: 3117
Тип двигателя: 1 х ПД М-105ПФ
-мощность, л.с.: 1 х 1180
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 533
-на высоте: 591
Практическая дальность, км: 1360
Скороподъемность, м/мин: 820
Практический потолок, м: 9100
Экипаж, чел: 1
Вооружение: одна 20-мм моторпушка ШВАК с боезапасом 120 снарядов и один (левый) синхроний 12,7-мм пулемет УБС с боезапасом 200 патронов.

1.Як-9Д на испытаниях в НИИ ВВС

Истребитель Як-9Д на испытаниях в НИИ ВВС.

2.Як-9Д на испытаниях в НИИ ВВС.

Истребитель Як-9Д на испытаниях в НИИ ВВС.

3.Серийный Як-9Д. 2

Серийный истребитель Як-9Д.

5.Летчики ЧФ у истребителей Як-9Д.

Летчики авиации Черноморского флота у истребителей Як-9Д.

Истребители Як-9Д авиации Черноморского флота над Крымом. Апрель 1944 г.

7.Як-9Д ВВС Черноморского флота над Крымом, апрель 1944 г.

Истребители Як-9Д авиации Черноморского флота над Крымом. Апрель 1944 г.

Истребители Як-9Д авиации Черноморского флота над Крымом. Апрель 1944 г.

6.Як-9Д выруливает на взлет.

Истребитель Як-9Д выруливает на старт.

8.Як-9Д авиации ЧФ. Рисунок.

Як-9Д авиации Черноморского флота. Рисунок.

10.Проекции Як-9Д. Рисунок.

Проекции Як-9Д. Рисунок.

11.Проекции Як-9Д. Рисунок.

Проекции Як-9Д. Рисунок.

Як-9Д. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
А.Т.Степанец. Истребители ЯК периода Великой Отечественной войны.
Архив-Пресс. Дмитрий Лейпник. Як-9 : рядовые небес.
«Война в воздухе» №№ 31-34. Истребители Як-1;-3;-7;-9 во Второй Мировой войне.