Фронтовой истребитель Як-9 М-106.

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1942 г.0.як-9м-106

Як-9 М-106 (М-106-1СК) являлся одной из первых модификаций серийного Як-9 с мотором М-105ПФ. Его создание-это реакция на Сталинградскую битву, которая выявила острую потребность в улучшении летных данных самолетов.

Это была очередная попытка использования более мощного двигателя М-106-1ск. Двигатели были полностью взаимозаменяемы, поэтому не требовалось никаких переделок моторамы, капотов или других элементов конструкции самолета.

Для модификации использовали серийный самолет Як-7 № 23-91 с М-105ПФ, который продолжительное время находился в эксплуатации, прошел серию испытаний на выносливость с выполнением свыше 1000 фигур высшего пилотажа и 500 посадок.

Як-9 М-106-1ск был выпущен ОКБ А.С.Яковлева в октябре 1942 года как дублер Як-7ДИ. Заводские испытания проводились с 17 ноября 1942 года по 20 января 1943 года (летчик П.Я.Федрови, ведущий инженер В.Г.Григорьев), госиспытания — с 27 января по 11 февраля 1943 года (летчик В.И.Хомяков, ведущий инженер А.Т.Степанец).

Кроме замены мотора на самолете были осуществлены мероприятия, предусмотренные постановлением ГКО от 9 декабря 1942 года по улучшению летных характеристик самолета Як-7 с М-105ПФ, а именно:
-установлены новые туннели водо- и маслорадиаторов с поджатыми входными отверстиями (водорадиатора — до 86%, маслорадиатора — до 76% от фронта радиаторов);
-на выходе из маслорадиатора установлена заслонка взамен створок;
-на выходе из туннелей водо- и маслорадиаторов установлены направляющие боковины;
-осуществлена полная уборка хвостового колеса;
-закрытие люка для уборки хвостового колеса производилось двумя боковыми щитками вместо одного лобового;
-установлены обтекатели выхлопных патрубков;
-установлено рычажное управление шагом винта взамен штурвального, что обеспечивало быстрый переход от одного режима работы двигателя и полета к другому;
-устранена щель между рулем высоты и килем;
-осуществлена герметизация фюзеляжа;
-понижен гаргрот за кабиной летчика;
-фонарю придана удобообтекаемая форма;
-установлены переднее и заднее бронестекла;
-улучшена внешняя отделка самолета и др.

Як-9 М-106-1ск представлял значительный интерес для ВВС. По сравнению с Як-7 М-105ПФ, на котором были осуществлены те же мероприятия, он обладал заметным преимуществом по максимальным скоростям, скороподъемности, маневренности (особенно на средних и больших высотах), практическому потолку, взлетным свойствам.

По технике пилотирования он практически ничем не отличался от Як-1, Як-7 и Як-9 с М-105ПФ. Проведенные во время госиспытаний учебно-испытательные воздушные бои (как всегда с пересадкой летчиков) между Як-9 М-106-1ск и пятиточечным Me-109G-2 (с тремя пушками и двумя пулеметами) показали, что на высотах 2000-4500 м Як-9 имеет значительное преимущество по маневру в горизонтальной плоскости: через 2-3 виража заходил в хвост. На высотах до 3000 м Як-9 имел преимущество на маневре и в вертикальной плоскости: на горке и боевом развороте всегда оказывался выше Me-109G-2. На высотах 3000-4500 м Як-9 М-106-1ск имел практически одинаковую маневренность в вертикальной плоскости, а выше 5000 м это преимущество переходило к Me-109G-2. Было установлено, что во время воздушного боя пилотировать Me-109G-2 значительно тяжелее, поэтому Як-9 имел больше возможностей навязывать выгодный ему маневр в бою. Обзор на Me-109G-2 был значительно хуже. Этот недостаток приводил к необходимости делать излишние эволюции в воздушном бою, утомлял летчика и приводил к невыгодному положению по отношению к противнику.

Однако в серии этот самолет не строился из-за недоведенности двигателя. В заключении по госиспытаниям отмечены такие его недостатки, как большой выброс масла через суфлер и тряска при работе на номинальных числах оборотов. Кроме того, имели место дымление, массовый выход из строя свечей, пульсация давления бензина и др. Следствием этого явилась невозможность получения на практике тех летно-технических характеристик, какие мог иметь Як-9 с данным двигателем. М-106-1ск сняли с производства в мае 1943 года.

ЛТХ:

Модификация: Як-9 М-106
Размах крыла, м: 9,74
Длина, м: 8,50
Высота, м: 3,00
Площадь крыла, м2: 17,15
Масса, кг
-пустого самолета: 2380
-нормальная взлетная: 3050
Тип двигателя: 1 х ПД М-106-1СК
-мощность, л.с.: 1 х 1350
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 531
-на высоте: 602
Практическая дальность, км: 850
Скороподъемность, м/мин: 926
Практический потолок, м: 10100
Экипаж: 1
Вооружение: одна 20-мм моторпушка ШВАК с боезапасом 120 снарядов и один (левый) синхронный 12,7-мм пулемет УБС с боезапасом 200 патронов.

Як-9 М-106 на испытаниях.

Истребитель Як-9 М-106 на испытаниях.

Як-9 с мотором М-106-1ск. После полета обнаружился выброс через суфлер.

Як-9 с мотором М-106-1ск. После полета обнаружился выброс масла через суфлер.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
А.Т.Степанец. Истребители ЯК периода Великой Отечественной войны.
Архив-Пресс. Дмитрий Лейпник. Як-9 : рядовые небес.
«Война в воздухе» №№ 31-34. Истребители Як-1;-3;-7;-9 во Второй Мировой войне.