Учебно-тренировочный истребитель Як-23УТИ.

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1949 г.

Создание двухместного учебно-тренировочного УТИ Як-23 традиционно велось с отставанием от боевого варианта. Сначала конструкторы попытались обойтись минимальными доработками истребителя, организовав позади существовавшей кабины еще одну для инструктора. Как и большинство УТС, этот самолет имел сокращенный состав оборудования и вооружения (один 12,7-мм пулемет УБ). В опытную «спарку» переделали первый прототип Як-23, при этом за самолетом сохранили заводской № 115001, но бортовой сменили на желтый «50», а вместо «тройки» на руле поворота нанесли желтую «двойку».

Первоначальный вариант оказался неудачным, прежде всего из-за недостаточного обзора с рабочего места инструктора. Машину дорабатывали еще несколько раз и в конечном итоге существенно переделали. Обе кабины сдвинули вперед, фюзеляж удлинили на 200 мм, кресло инструктора подняли, а сдвижную часть фонаря его кабины сделали выпуклой. На небольшом самолете кабины получились тесными, но все же такой вариант УТИ Як-23 получил наконец-то одобрение летчиков-испытателей.

Во время летных испытаний удалось достигнуть продолжительности полета с использованием ПТБ — 1 ч. 50 мин., максимальной скорости на высоте 5000 м — 850 км/ч, а скороподъемность оказалась почти равной показателям исходного истребителя. Доработки и испытания УТИ Як-23 силами ОКБ продолжались до конца 1950 года, когда боевой вариант самолета уже снимался с производства. Кроме того, в части ВВС стали поступать МиГ-15УТИ, поэтому необходимость в учебном варианте «двадцать третьего» отпала, и самолет не стали даже передавать на ГИ.

Опытный УТИ Як-23 впоследствии использовался для проведения Госиспытаний катапультного кресла, разработанного ОКБ-115. Когда самолет поступил в ГК НИИ ВВС, его поставили в ангар, и представители яковлевской фирмы стали стращать военных опасными для здоровья последствиями неосторожного обращения с катапультой. Один из специалистов ОКБ начал инструктаж, лихо оседлал борт кабины, поставил ногу на сиденье и захотел, по-видимому, что-то показать. В это время катапульта выстрелила, кресло долетело почти до крыши ангара и упало на самолет, почти не повредив его. Инженеру повезло меньше, для него инцидент закончился тяжелым переломом ноги. Склонные к черному юмору аэродромные весельчаки тут же вспомнили англичан, у которых при испытаниях «Метеора» произошел аналогичный случай.

В 1951 году первые двенадцать Як-23 получила Румыния, в общей сложности в эту страну было поставлено 40 таких истребителей, которые поступили в полки 97-й ИАД. Один Як-23 в 1956 году румыны переделали в «спарку». Проект был разработан в Авиационном военном институте, расположенном в Пипере. Самолет получил обозначение Jak-23DC (doubla comanda — т.е. с двойным управлением). Передняя кабина осталась на своем месте, а за ней создали вторую. Вооружения румынская «спарка» не имела.

ЛТХ:

Модификация: Як-23УТИ
Размах крыла, м: 8,73
Длина, м: 8,33
Высота, м: 3,30
Площадь крыла, м2: 13,70
Масса, кг
-пустого: 2220
-взлетная: 3410
Тип двигателя: 1 х ТРД РД-500
Тяга, кН: 1 х 15,59
Максимальная скорость, км/ч: 860
Крейсерская скорость, км/ч: 760
Практически потолок, м: 14000
Экипаж, чел: 2
Вооружение: 1 х 12,7-мм пулемет УБ

Первый вариант Як-23УТИ.

Первый вариант Як-23УТИ.

Первый вариант Як-23УТИ.

Второй вариант Як-23УТИ.

Второй вариант Як-23УТИ.

2.Як-23УТИ в полете.

Як-23УТИ в полете.

Окончательный вариант кабин Як-23УТИ.

Окончательный вариант кабин Як-23УТИ.

Кабина Як-23УТИ.

Jak-23DC (doubla comanda) ВВС Румынии.

Jak-23DC (doubla comanda) ВВС Румынии.

4.Як-23УТИ на стоянке авиамузея.

Як-23УТИ на стоянке музея ВВС Монино.

Як-23УТИ в музее Вадима Задорожного.

Як-23УТИ ВВС СССР. Рисунок.

Jak-23DC ВВС Румынии. Рисунок.

Jak-23DC ВВС Румынии. Рисунок.

Як-23УТИ. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Журнал «Авиация и Время» 2003-02. Ефим Гордон. Як-23 — истребитель на экспорт.
Фотоархив сайта russianplanes.net
Сайт «Уголок неба». 2017 г. страница: «Яковлев Як-23УТИ».