Авиетка ЛАКМ-1.

Разработчик: М.В.Смирнов, Я.Л.Захри
Страна: СССР
Первый полет: 1928 г.0.ЛАКМ-1.

ЛАКМ-1 — авиетка Ленинградского аэроклуба-музея (ЛАКМ) с первым отечественным маломощным двигателем АМБ-20 «Большевик» в 20 л.с. конструкции Л.Я.Пальмён, двухцилиндрового оппозитного типа. Схема — одноместный подкосный низкоплан. Конструкторы — работники ленинградского Осоавиахима М.В.Смирнов (известный летчик, летавший на самолетах «Илья Муромец» в 1915-1918 гг.) и Я.Л.Зархи.

Самолет строился силами общественности. Первый полет был совершен 27 ноября 1928 года. Летал летчик А.К.Иоост. В воздухе самолет вел себя нормально, был достигнут потолок 1620 м, но частые неполадки с неосвоенным еще двигателем снизили интерес к самолету. Однако летали на нем до 1931 года.

Газета «Ленинградская правда» от 30 сентября 1927 года:

«28 сентября в 6 часу вечера на Комендантском аэродроме состоялось испытание первой авиэтки с первым советским маломощным мотором. Первое испытание установило прекрасные лётные качества самолёта с 20-сильным мотором. Пилот Иоост при испытании проявил большое мужество. Обычно, пробуя новый самолёт, несколько раз рулят по земле, сперва подлетают на несколько метров и только потом, убедившись в устойчивости и управляемости, идут на круг.

Пилот Иоост, после внимательного осмотра авиэтки и короткого разбега сразу поднялся в воздух и на вышедшей из мастерской авиэтке, сразу сделал над аэродромом полный круг. На выключенном моторе через двадцать минут он спустился на землю к конструкторам авиэтки М.В.Смирнову и Я.Л.Зархи, ждавших первых отзывов.
Пилот Иоост дал самые лучшие отзывы. Лётные качества авиэтки превзошли ожидания. Авиэтка строилась при ОСО-Авиахиме Ленинградской области. Размах её крыльев — 10,4 м. В полёте весит 260 кг. 2 октября предполагается испытание авиэтки на высоту подъёма, дальность полёта и выносливость.»

Но 2 октября никакого продолжения испытаний не случилось. Их продолжили только 9 октября.
Газета «Ленинградская правда» 11-го октября 1927 года:

«До Октябрьских торжеств предполагается совершить первый большой перелёт из Ленинграда в Москву на авиэтке конструкции М.В.Смирнова, выстроенной ОСО-Авиахимом Северо-Западной области.
9 октября на Комендантском аэродроме состоялось вторичное испытание авиэтки на взлёт. При сильном ветре, мешавшем испытаниям, авиэтка поднялась через 14 сек. В ближайшие дни, когда позволит погода, состоятся испытания на максимальную скорость и высоту полёта».

ЛТХ:

Длина, м: 5,6
Размах крыла, м: 10,4
Площадь крыла, м2: 12,0
Нагрузка на крыло, кг/м2: 23,7
Двигатель, тип: АМБ-20 «Большевик»
-мощность, л.с.: 20
Масса, кг
-пустого: 175
-взлетная: 285
Посадочная скорость, км/ч: 50
Макс. скорость, км/ч: 115.

1.Авиетка ЛАКМ-1.

Авиетка ЛАКМ-1.

3.Авиетка ЛАКМ-1.

Авиетка ЛАКМ-1.

4.Носовая часть ЛАКМ-1

Носовая часть авиетки ЛАКМ-1.

5.В.П.Чкалов (по середине) с братьями Зархи собирают (подаяния) на постройку авиетки.

В.П.Чкалов (по середине) с братьями Зархи собирают «подаяния» на постройку авиетки.

6.Нагрудный знак ЛАКМ.

Нагрудный знак ЛАКМ.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Газета «Ленинградская правда», №№ 223; 232 за 1928 г.