Авиетка СТИ-1.

Разработчик: студенты Сибирского технологического института
Страна: СССР
Первый полет: 1927 г.

СТИ-1 — двухместная авиетка с самодельным двигателем, спроектированная и построенная коллективом студентов Сибирского технологического института в Томске под руководством профессора Г.В.Трапезникова (планер) и профессора А.В.Квасникова (двигатель) в 1925-1927 годах.

Идея постройки авиетки появилась у кружковцев с момента организации аэрокружка Б.Вейнбергом в 1910-х годах. Но мечты по созданию собственного самолета кружковцам пришлось оставить до лучших времен, в связи с началом Первой Мировой войны и последующих в феврале и октябре 1917 года гос. переворотов. В 1920-х годах аэрокружок восстановился. В институте стихийно возникли кружки в лаборатории тепловых машин — под руководством Александра Васильевича Квасникова, в лаборатории сопротивления материалов — кружок Георгия Владимировича Трапезникова и кружок Александра Николаевича Добровидова в металлографической лаборатории. На их основе и возник обновленный аэрокружок, впоследствии ставший аэросекцией научно-технического кружка СТИ, первым преподавателем которого был Добровидов.

Решение о постройке авиетки и согласие Трапезникова сделать проект аппарата и руководить его постройкой было зафиксировано в протоколе заседания кружка от 21 октября 1924 года. Студенты СТИ откликнулись на призывы аэрокружка помочь в строительстве самолета. Для сбора средств был организован бал-маскарад, более 20 лекций прочел на различных заводах Томска студент Б.Серебренников. Плакаты рисовал студент Владимир Утемов. Из членских взносов и различных пожертвований было собрано около 700 рублей. На эти средства организовывались поездки в таежные районы для добычи лесоматериалов, в города за краской.

Мотор из запчастей, имевшихся в Музее авиадвигателей, было решено сделать своими силами. Проектировать мотор взялся студент Аркадий Усталов под руководством профессора Квасникова. Этот проект стал дипломной работой Усталова. Коленчатый вал мотора сделан был из вагонной оси. Сначала отковали пластину с оттянутыми конусами. Затем высверливанием по шаблону валу придали грубую форму и простружкой на»щепинге» — окончательную форму. Поковка производилась в кузнице института, которая впоследствии стала заводом «Машинстрой» (ТЭМЗ). Шейки и носики обточили на токарном станке в специальных приспособлениях. После чистовой обработки на вале сделали шлифы для исследования микроструктуры, которую признали удовлетворительной. Поршни моторы были отлиты из аллюминевого сплава и окончательно обработаны на токарном станке.

Весь 1925 год ушел на подготовительные работы. Актив кружка был занят поездками в города Сибири за авиалесом и другими материалами для постройки авиетки.

Схема самолета — подкосный низкоплан с большим поперечным V (около 9°) трапециевидных крыльев. Шасси — от самолета «Моран», оперение и колеса — от самолетов «Ньюпор». Двигатель — «ТУЖКУТ-АУ-2» (название — образовано начальными буквами фамилий его строителей, студентов Тюренева, Уставова, Жукова, Конюкова, Утемова) мощностью 20-24 л.с., 2-цилиндровый, оппозитного типа. Цилиндры, распределение и толкатели были взяты от двигателя «Рон» в 120 л.с., картер, поршни, коленчатый вал, втулка винта и пр. — собственной конструкции.

Для проведения испытаний авиетки был назначен летчик авиаотряда из Новосибирска Шибашев и летчик-испытатель Шведов. Пробные испытания проводились на лугу за рекой Томью (на левом берегу против г. Томска). Авиетка была перевезена на луг за Томью 16 августа 1927 года. 17, 18, 19 августа авиетка летала на высоте 300-350 м, каждый раз по 10-15 минут. Летчик сделал несколько полетов, но вынужден был остановить испытание из-за перебоев в работе мотора, вызванных засорением карбюратора (бензин заливали в бак без фильтрации, так как не было замши для его процеживания).

Летчик дал высокую оценку самолету отметив, что самолет немного «кабрирует» (то есть, задирает нос) и предложил увеличить на несколько градусов угол атаки стабилизатора, а также отрегулировать мотор.

Второй цикл испытаний состоялся 25 октября 1927 года. Погода не благоприятствовала испытаниям, шел дождь, на следующий день разыгралась пурга и авиетка оказалась под снегом слоем в 15 см. Через несколько дней авиетка была перевезена в городок, где находилась несколько недель, пока не установился санный путь через реку Томь. Самолет сильно пострадал от непогоды и был поставлен на ремонт.

В середине мая 1928 года проходили последние испытания Авиэтты. В конце испытаний мотор дал трещину. Авиэтта была передана СибОСОАВИАХИМу в г. Новосибирск, ее мотор «ТУЖКУТ-АУ-2» хранился в музее авиадвигателей А.В.Квасникова.

В.Б.Шавров упоминает что после испытаний авиетку СТИ-1 передали аэрокружку в Канске, где на ней летали.

ЛТХ:

Длина, м: 5,5
Высота, м: 2,0
Размах крыльев, м: 11
Площадь крыльев, м2: 18,35
Полетная масса, кг: 390
Двигатель: ТУЖКУТ-АУ-2
-мощность, л.с.: 20-24
Скорость полета в горизонте, км/ч: 70
Поток, м: 2800

Авиетка СТИ-1 во время постройки.

Авиетка СТИ-1 во время постройки.

avietka-sti-1-vo-vremya-postrojki-2

Авиетка СТИ-1 во время постройки.

laboratoriya-aviatsionnyh-dvigatelej

Авиетка СТИ-1 во время испытаний.

Модель авиетки СТИ-1.

.

.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
М.Рогов. Из прошлого томского студенчества. Авиэтка… На общественных началах.
А.А.Введенский. У истоков Сибирского авиастроения.
Газета Национального исследовательского Томского политехнического университета «За кадры». Сергей Никифоров. Малоизвестные факты о Томском политехе.