Лёгкий самолёт К-9.

Разработчик: Калинин
Страна: СССР
Первый полет: 1930 г.0.К-9.

Еще одной опытной машиной Харьковского авиационного завода стал двухместный многоцелевой самолет Калинин К-9 с двигателем «Walter» мощностью в 60 л.с. Ведущим конструктором проекта являлся вначале И.Г.Неман, а позже А.Я.Щербаков.

Деньги на постройку К-9 собрали активисты ОСОАВИАХИМа Дзержинского района города Харькова. Машина задумывалась как массовая, чрезвычайно дешевая — шесть, максимум семь тысяч рублей, чтобы ее мог приобрести любой облисполком. Название «облисполкомовский» так и закрепилось за этой моделью. Считалось, что в дальнейшем такие самолеты будут нужны для связи областных и районных центров с колхозами, а потом, может, и колхозы начнут их покупать для полевых работ.

«Исполкомовский» представили широкой публике 7 ноября 1930 г. Маленькая посадочная скорость — 50-60 км/ч — позволяла приземлять К-9 на крохотные площадки. Конструкция эллиптического крыла — цельнодеревянная, с подкосами. Но главная изюминка проекта состояла в том, что крыло складное! Буквально за две-три минуты его могли установить или снять без особого напряжения всего два человека. Оперение тоже складное, значит, для хранения не нужен специальный ангар, достаточно сарая.

Хотя К-9 и обладал несомненными достоинствами, дальше первого экземпляра дело не пошло. Возможно, потому, что авиация все еще оставалась уделом избранных, массовый потребитель еще не созрел психологически. Так или иначе, но за иными заботами о К-9 почти забыли. Правда, в 1931 году в экспериментальных целях на него установили капот NАСА и обтекатели шасси. В 1934 году К-9 передали в Харьковский аэроклуб.

ЛТХ:

Модификация: К-9
Размах крыла, м: 11,98
Длина самолета, м: 7,58
Высота самолета, м: —
Площадь крыла, м2: 22,60
Масса, кг
-пустого самолета: 550
-максимальная взлетная: 745
Тип двигателя: 1 х ПД «Walter»
-мощность, л.с.: 1 х 60
Максимальная скорость, км/ч: 138
Крейсерская скорость, км/ч: 110
Продолжительность полета, ч: 3
Скороподъемность, м/мин: —
Практический потолок, м: —
Экипаж, чел: 2.

1.К-9 со сложенными крыльями.

Легкий самолет К-9 со сложенными крыльями.

2.К-9 со сложенными крыльями.

Легкий самолет К-9 со сложенными крыльями.

3.К-9. Рисунок.

К-9. Рисунок.

4.Проекции К-9. Рисунок.

Проекции К-9. Рисунок.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
ХГАПП. Харьковский авиационный завод: История, современность, перспективы.