Легкий многоцелевой самолет А-11.
Разработчик: Аэропракт
Страна: СССР
Первый полет: 1983 г.
В молодежном конструкторском бюро «Аэропракт» идея создания легкого самолета для воздушной акробатики вынашивалась давно. Только в 1982 году, когда у нас за плечами был опыт, накопленный при работе над тремя учебными планерами, гидромотопланером, тремя легкими самолетами, глиссером и двухместным гидросамолетом, мы вплотную занялись пилотажным А-10 с двигателем «Вихрь-30». В ходе предварительного проектирования, которое велось М.Волынцом и И.Вахрушевым, было принято решение заменить двигательную установку на более мощную — от мотоцикла «Че Зет» (40 л.с. при 6600 об/мин).
После испытаний, весной 1983 года самолет был доработан — на двигатель установили редуктор, воздушный винт заменили на большего диаметра, заменили и переднюю стойку шасси. У модифицированного самолета, переименованного в А-11М «Гамлет», улучшились взлетные характеристики, скороподъемность возросла до 2,5 м/с. Максимальная скорость — 150 км/ч, крейсерская — 100 км/ч.
Самолет А-11М принимал участие в смотре-конкурсе СЛА-84 и получил высокую оценку технической комиссии. Облет А-11М произвел летчик-испытатель В.Заболотский.
Конструкция.
Фюзеляж — деревянный. Стрингеры из сосны, обшивка — фанерная, толщиной 1-1,5 мм. Передний трехслойный шпангоут, выполняющий роль противопожарной перегородки, из 0,5-мм дюраля с сотовым заполнителем. Капот двигателя стеклопластиковый. Остекление фонаря кабины из плоских панелей 2-мм оргстекла окантовано углепластиком КМУ-3. Для фонаря, открывающегося вперед, предусмотрен аварийный сброс.
Крыло стеклопластиковое, неразъемное. Его профиль Вортман EXS 02-196 модифицированный. По всему размаху крыла — навесной элерон-закрылок типа Юнкере. Угол поперечного V — 3°. Обшивка отформована из двух слоев стеклоткани Т-10-80, волокна уложены под углом 45°. Нервюры из пенопласта ПС-1-150. Элерон-закрылок из пенопласта ПС-4-40, его лонжерон из углепластика, обшивка из стеклоткани.
Оперение по конструкции аналогично крылу. Цельноповоротное горизонтальное оперение снабжено пружинным загрузочным устройством. Профиль NACA-65A-008. Руль направления и задняя часть горизонтального оперения с полотняной обшивкой.
Управление элеронами и горизонтальным оперением выполнено посредством жестких тяг, рулем направления — тросовое.
Шасси трехколесное, с поворотной передней стойкой. Основные колеса тормозные. Амортизатор передней стойки масляно-воздушный, основные стойки — стеклопластиковая рессора. Все пневматики одинаковы, их размер 250 х 110 мм.
Двигатель одноцилиндровый, воздушного охлаждения, рабочим объемом 400 см3 изготовлен на базе мотоциклетного «Че Зет». Редуктор понижает обороты на винт до 2500 об/мин, при этом мощность двигателя 40 л.с. Топливо из бака емкостью 24 литра, расположенного под ногами пилота, подается в двигатель мембранным насосом.
ЛТХ:
Модификация: А-11
Размах крыла, м: 5,18
Длина, м: 4,37
Высота, м: 1,81
Тип двигателя: 1 х ПД
-мощность, л.с.: 1 х 40
Максимальная скорость, км/ч: 150
Крейсерская скорость, км/ч: 100
Экипаж, чел: 1.
Легкий многоцелевой самолет А-11М «Гамлет».
А-11М «Гамлет».
А-11М «Гамлет».
А-11М «Гамлет» перед посадкой.
Компоновочная схема А-11М.
А-11М. Схема.
.
.
Список источников:
Крылья Родины. И.Вахрушев. Спортивный А-11М «Гамлет».
К.С.Горбенко, Ю.В.Макаров. Самолеты строим сами.