Легкий многоцелевой самолет Авиатика-МАИ-890У.

Разработчик: МАИ
Страна: СССР
Первый полет: 1991 г.0.МАИ-890У

Авиатика-МАИ-890У — двухместный легкий многоцелевой самолет, предназначенный для первоначального обучения, профессионального отбора, поддержания навыков пилотирования, патрулирования нефте- и газопроводов, лесоохраны, и т.д. На самолете может осуществляться геовидеомониторинг земной поверхности, а также определение параметров почвы. Авиатика-МАИ-890У — не «ультралайт», он относится к классу «очень легких самолетов» (VLA — very light airplane) и сочетает в себе достоинства «ультралайтов» и легких смолетов традиционной конструкции.

Как и «ультралайты», Авиатика-МАИ-890У имеет низкую стоимость конструкции самолета и двигателя, компактность, мобильность, высокую экономичность эксплуатации. От легких самолетов Авиатика-МАИ-890У унаследовал высокую надежность, безопасность эксплуатации и что очень важно, стандартное самолетное управление по всем каналам, совершенно не отличающееся (по люфтам, трению, усилиям и ходам) от управления самолетов большой размерности. Благодаря этому на самолете могут выполнять тренировочные вылеты пилоты, летающие обычно на легких и даже средних самолетах. Авиатика-МАИ-890У приятен и прост в пилотировании, доступен начинающим пилотам. При потере скорости самолет не входит в штопор, что существенно повышает безопасность полетов. Самолет спроектирован с учетом соответствующих разделов норм JAR VLA и FAR-23.

Год начала разработки: 1989. Год начала испытаний: 1991. Год начала поставок и эксплуатации: 1991. В настоящее время самолет в рамках конверсии выпускается на одном из лучших российских авиапредприятий — ФГУП РСК «МИГ». Всего с 1992 года произведено и продано более 100 двухместных самолетов Авиатика-МАИ-890У.

Самолет Авиатика-МАИ-890У — двухместный легкий многоцелевой биплан нормальной схемы, цельнометаллической конструкции с полотняной обшивкой крыльев и оперения, с неубирающимся шасси рессорного типа с управляемым носовым колесом. Самолет изготавливается из высококачественных конструкционных материалов: алюминиевых и титановых сплавов, легированных сталей, композиционных материалов, текстиля и т.п.

Планер самолета состоит из фюзеляжа, бипланной коробки и оперения. Фюзеляж самолета — балочной конструкции, выполнен из труб, изготавливаемых из алюминиевого сплава. Кабина пилота — закрытого типа с двумя дверями с остеклением из оргстекла, изготовлена из стеклопластика. Задняя часть и крыша кабины изнутри покрыта звукоизоляционным материалом. Бипланная коробка образована верхним и нижнем крыльями, стойками, расчалками и распорками.

Крылья — однолонжеронной конструкции. Каркас консолей включает трубчатый лонжерон, штампованные нервюры, лобовик и заднюю кромку. Каркас обтянут хлопчатобумажным полотном. Обшивка обладает стойкостью к солнечной радиации и атмосферным осадкам, рассчитана на значительный срок службы и обладает отличной ремонтопригодностью в полевых условиях. На консоли нижнего крыла навешены элероны.

Оперение — подкосно-расчалочное, однокилевое. Шасси — трехопорное. Стойки основных опор — рессорного типа, рессоры выполнены из титанового сплава. Колеса основных опор с шинами 300х125 — тормозные. Передняя опора шасси — с рычажной подвеской колеса и пружинным амортизатором. Переднее колесо с шиной 300х125 управляется непосредственно от педалей.

Самолет может так же поставляться с поплавковым и лыжным шасси.

Система управления — механическая, обратимая. Обеспечивает управление самолетом при помощи элеронов, руля направления и руля высоты с триммером, управляемым из кабины. Управление элеронами и рулем высоты — жесткое, через систему качалок и трубчатых тяг. Управление рулем направления — полужесткое, через тросы.

Приборное оборудование:
-указатель скорости УС-250;
-компас КИ-13;
-вариометр ВР-10М;
-высотомер ВД-10К;
-указатель скольжения;
-тахометр;
-указатель температуры головки цилиндра;
-указатель температуры масла;
-указатель давления масла.

Самолет может быть оборудован электронным комплексным прибором контроля работы двигателя «FLYdat».

Самолет оборудован двигателем двигателем «Rotax-912ULS». Двигатель «Rotax-912ULS» (Австрия) — мощностью 100 л.с. при частоте вращения 5800 об. в мин. — четырехтактный, бензиновый, четырехцилиндровый, жидкостного охлаждения, с оппозитным расположением цилиндров, с карбюраторным образованием смеси. В качестве топлива используется бензин с октановым числом не менее 92 по исследовательскому методу.Поставщик двигателей — АО «Авиагамма» (Москва). Самолет оборудуется воздушным винтом ВВ-98E-11. Винты — производства «ДиД» (Москва). На самолете имеются два топливных бака емкостью по 25 л каждый, установленные в обеих консолях верхнего крыла.

ЛТХ:

Модификация: МАИ-890У
Размах крыла, м: 8,11
Длина, м: 5,50
Высота, м: 2,25
Площадь крыла, м2: 14,29
Масса, кг
-пустого: 298
-максимальная взлетная: 540
Топливо, кг: 37
Тип двигателя: 1 х ПД Rotax-912ULS
-мощность, л.с.: 1 х 100
Максимальная скорость, км/ч: 130
Крейсерская скорость, км/ч: 90-100
Продолжительность полета, ч: 3
Практический потолок, м: 2600
Экипаж, чел: 2.

1.Авиатика-МАИ-890У на взлете.

Авиатика-МАИ-890У на взлете.

2.Авиатика-МАИ-890У в полете.

Авиатика-МАИ-890У в полете.

3.Авиатика-МАИ-890У на лыжном шасси.

Авиатика-МАИ-890У на лыжном шасси.

4.Испытания самолета Авиатика–МАИ–890У на поплавковом шасси, 1998 г.

Испытания самолета Авиатика-МАИ-890У на поплавковом шасси. 1998 г.

5.Авиатика-МАИ-890У на поплавках.

Авиатика-МАИ-890У на поплавках.

6.Авиатика-МАИ-890У на поплавках. 1

Авиатика-МАИ-890У на поплавках.

.

.

Список источников:
ОСКБЭС МАИ. Легкий самолет «Авиатика-МАИ-890У».
Крылья Родины. Двухместный многоцелевой самолет «Авиатика-МАИ-890У».
Крылья Родины. А.Болотин. «Авиатика» МАИ-890: богатая родословная.
Крылья Родины. Авиатика МАИ-890 — на все вкусы самолет.