Легкий многоцелевой самолет «Эльф».
Разработчик: ОСКБ-С МАИ
Страна: СССР
Первый полет: 1985 г.
В 1976 году в ОСКБ-С МАИ был спроектирован легкий многоцелевой народнохозяйственный самолет «Эльф» с четырехцилиндровым двухтактным двигателем воздушного охлаждения «Нельсон» мощностью 48 л.с. Аппарат был выполнен по схеме «низкоплан» с толкающим воздушным винтом. Имел размах крыльев 5,86 м, взлетную массу 330 кг. Конструкция цельнометаллическая с продольным гофром на обшивке крыла, оперения и хвостовой балке фюзеляжа. «Эльф» имел неубираемое трехсточное шасси с носовым колесом и основными стойками рессорного типа, выполненными из профилированной титановой полосы. В конструкции самолета было немало интересных находок и удачных инженерных решений. На элементы конструкции получено несколько авторских свидетельств на изобретения.
Основная модификация самолета «Эльф» — его пилотируемый вариант — имел удобообтекаемую кабину с большой площадью остекления и правой боковой дверцей. За кабиной пилота в капоте был установлен двигатель «Нельсон» с двухлопастным деревянным винтом.
Первый полет пилотируемого варианта состоялся в начале августа 1985 года на аэродроме ДОСААФ в Борках. Испытывал «Эльф» кандидат технических наук летчик-испытатель Е.Фролов.
Самолет «Эльф» был участником смотра-конкурса СЛА-85 в Киеве. Для получения большей тяги и повышения вертикальной скорости полета «Эльф» было решено модифицировать и в 1986 году на самолете был установлен новый двигатель «Мак-Калоч» (четырехцилиндровый, рядный, воздушного охлаждения, мощностью 72 л.с.), увеличен до 6 м размах крыла и изменена форма киля с применением роговой компенсации руля направлений. Все модификации «Эльфа» летали без предкрылков. Первоначально на самолете были установлены колеса малого диаметра (255 мм) с недостаточно эффективными тормозами, затем использовались колеса диаметром 300 мм с повышенным тормозным моментом.
Испытывал модифицированный вариант самолета «Эльф» в ЛИИ В.В.Заболотский. Летали В.И.Лойчиков, А.В.Щукин, М.Б.Молчанюк и другие.
В 1987 году самолет «Эльф» участвовал в смотре-конкурсе СЛА-87 (Тушино). Был отмечен высокий профессиональный уровень исполнения самолета.
«Эльф» проектировался исключительно на базе курсовых и дипломных проектов (научный руководитель темы С.М.Егер, главный конструктор самолета К.М.Жидовецкий). Основной вклад в проектирование самолета внесли студенты С.Осипенко, С.Сазонов, А.Ремейко, Р.Амбарцумян, Б.Антушев, Л.Суворова и другие. Основные характеристики «Эльфа» соответствовали ЛТХ самолетов данного класса.
Кроме летных исследований, в рамках программы облета на «Эльфе» прошли тренаж по отработке техники пилотирования самолетов сверхлегкого класса одиннадцать летчиков, которые получили возможность ознакомиться с пилотированием самолетов такого (не освоенного нашей авиапромышленностью) типоразмера. Испытания «Эльфа» дали интересный экспериментальный материал. Общий налет самолета составлял около 40 ч.
ЛТХ:
Модификация: «Эльф»
Размах крыла, м: 5,86
Длина, м: 5,10
Высота, м: 1,96
Площадь крыла, м2: 6,16
Масса, кг
-пустого: 210
-максимальная взлетная: 330
Тип двигателя: 1 х ПД «Нельсон»
-мощность, л.с.: 2 х 48
Максимальная скорость, км/ч: 180
Крейсерская скорость, км/ч: 160
Минимальная скорость, км/ч: 100
Практический потолок, м: —
Макс. эксплутационная перегрузка: 6
Экипаж, чел: 1.
Легкий самолет «Эльф».
Легкий самолет «Эльф».
Легкий самолет «Эльф».
Самолет «Эльф» на СЛА-87.
Самолет «Эльф» на СЛА-87.
Самолет «Эльф» на СЛА-87.
Самолет «Эльф» и его создатели.
Самолет «Эльф». Схема.
.
.
Список источников:
Ю.В.Макаров. Летательные аппараты МАИ.
ОСКБЭС МАИ. Экспериментальный самолет «Эльф».
Фотоархив сайта russianplanes.net