Легкий многоцелевой самолет «Колибри».

Разработчик: Андреев (Ариез)
Страна: СССР
Первый полет: 1982 г.

Одним из интересных экспонатов Центральной выставки научно-технического творчества молодежи на ВДНХ СССР в 1982 году, посвященной XIX съезду ВЛКСМ, был микросамолет «Колибри» , построенный студентами КнАПИ. Самолет был удостоен серебряной медали главной выставки страны. Автор проекта, главный разработчик и конструктор самолета С.Андреев, задумал построить микросамолет еще в 1974 году. Строить начал в мае 1975 года. В создании самолета ему помогали студенты А.Акимов, В.Лукашевич, А.Соломатин, В.Гаврилюк.

Микросамолет Анд-1 отличался смелостью творческого замысла, оригинальностью конструкции и четкостью воплощения эстетических представлений в аэродинамические формы самолета.

Конструкция самолета в основном из угле- и стеклопластика. Коэффициент эксплуатационной перегрузки самолета конструкторы решили принять равным четырем, исходя из назначения самолета «Колибри» — самолет многоцелевой. Он предназначен для спортивных и тренировочных полетов, а также для патрулирования и для связных целей. Самолет имеет минимальные размеры, его фюзеляж, практически, составляет только кабина пилота. За спинкой сиденья пилота она сразу же переходит в капот двигателя. Верхний контур кабины образует короткую килевую балку, соединенную кольцевым каналом винта с нижней балкой фюзеляжа, на которой установлено хвостовое колесо. Стабилизатор с рулем высоты расположен на килевой балке за кольцевым каналом винта и за килем с рулем поворота (небольших площадей). По диаметру кольцевого канала была установлена еще одна узкая часть киля с рулем поворота, которые были достаточно эффективны, так как располагались в воздушном потоке от винта.

Основная особенность «Колибри» заключалась в том, что исходный вариант самолета — моноплан с низко расположенным крылом можно было за несколько минут на земле трансформировать в биплан. Это позволяло увеличивать грузоподъемность, улучшать маневренность и взлетно-посадочные характеристики самолета. На нижнем крыле самолет имел щелевой закрылок большого размаха и значительной относительной площади. На «Колибри» был установлен форсированный двухтактный двигатель воздушного охлаждения «Иж-Планета-спорт». Шестилопастный толкающий воздушный винт изменяемого шага был выполнен из углепластика. Для увеличения КПД винта он был установлен в кольцевом канале.

Перед экспозицией микросамолета «Колибри» на ВДНХ СССР он прошел первый этап летных испытаний. Летчики-испытатели выполняли руление и подлеты. По их заключению, самолет послушен рулям и легко идет на подлет, но, к сожалению, мощности двигателя было недостаточно. После возвращения с выставки было решено провести статические испытания самолета на прочность. Самолет больше не летал. Через год после того, как конструкторы стали лауреатами НТТМ-82, они успешно защитили дипломные проекты и стали специалистами.

В начале 21 века появилась серия самолетов «Колибри», которая на данном этапе развития авиации общего назначения с числом посадочных мест от одного до шести.

Концепция продукта заключается в следующих позициях:
-самолеты имеют модульную конструкцию, которая обеспечивает изменяемость аэродинамического качества от 10 до 20 единиц;
-с полной нагрузкой при взлетном весе 100% любой тип самолета «Колибри» способна брать около 100 и более килограмм багажа или оборудования;
-модульная конструкция обеспечивает большую надежность, т.к. все силовые элементы планера самолета выполнена из сварных металлоэлементов, внешние панели фюзеляжа и оперения — многослойный пластик;
-сборку и разборку самолета обеспечивают от 1 до 4 человек, в зависимости от модели, что по времени занимает от 1 до 4 часов с полной заправкой и предполетной подготовкой;
-на всех типах, кроме одноместного Т1 запроектировано дублирование управления;
-вследствие хорошей аэродинамической проработки и продувки дальность полета составляет от 4 до 12 часов (и более) с подвесными баками;
-конструкция силового агрегата на всех типах одинаковая с задним расположением двигателя и воздушным винтом в аэродинамическом кольце, что дает прибавку КПД до 20-25%;
-авионика по заявкам заказчика;
-три сменных комплекта несущих плоскостей.
-все типы самолетов приспособлены под установку спасательное системы «МВЕН».

Фирма «Ариез» предлагает самолеты «Колибри» шести основных типов:
Тип 1. Назначение: патрулирование, туризм, аэроакробатика, химобработка полей, для авиалюбителей как самая дешевая летающая парта;
одно посадочное место; возможность установки четырех видов силовых агрегатов; время сборки-разборки на летном поле — 1 ч/ч; возможность изменение аэродинамеческого качества — 10, 15 и 20 единиц, в зависимости от задач эксплуатации.
Тип 2. Назначение: патрулирование, туризм, аэроакробатика, химобработка полей, воздушное такси, для авиалюбителей как самая дешевая летающая парта;
два посадочные места (1+1); возможность установки трех видов силовых агрегатов; время сборки-разборки на летном поле — 2 человека в час; возможность изменение аэродинамеческого качества — 10, 15 и 20 единиц, в зависимости от задач эксплуатации.
Тип 3. Назначение: патрулирование, туризм, аэроакробатика, химобработка полей, воздушное такси, для авиалюбителей как самая дешевая летающая парта;
три посадочных места (2+1); возможность установки трех видов силовых агрегатов; время сборки-разборки на летном поле — 2 человека в час; возможность изменение аэродинамеческого качества — 10, 15 и 20 единиц, в зависимости от задач эксплуатации.
Тип 4. Назначение: патрулирование, туризм, аэроакробатика, химобработка полей, воздушное такси, санитарный самолет, для авиалюбителей как самая дешевая летающая парта;
четыре посадочных места (2+2); возможность установки четырех видов силовых агрегатов; время сборки-разборки на летном поле — 2 человека в час; возможность изменение аэродинамеческого качества — 10, 15 и 20 единиц, в зависимости от задач эксплуатации.
Тип 5. Назначение: патрулирование, туризм, химобработка полей, воздушное такси, санитарный самолет, для авиалюбителей как самая дешевая летающая парта;
пять посадочных места (2+3); возможность установки трех видов силовых агрегатов; время сборки-разборки на летном поле — 2 человека в час; возможность изменение аэродинамеческого качества — 10, 15 и 20 единиц, в зависимости от задач эксплуатации.
Тип 6. Назначение: патрулирование, туризм химобработка полей, воздушное такси, санитарный самолет, для авиалюбителей как самая дешевая летающая парта; шесть посадочных места (2+4); возможность установки семи видов силовых агрегатов; время сборки-разборки на летном поле — 2 человека в час; возможность изменение аэродинамеческого качества — 10, 15 и 20 единиц, в зависимости от задач эксплуатации.

Особенности конструкции самолетов типов 1-5 позволяют регистрировать их в категории СЛА с взлетным весом до 500 кг, при условии, что все возможности по грузоподъемности самолета использоваться не будут. На данном этапе нами спроектированы прицепы-ангары, которые можно использовать для хранения, транспортировки и ремонта самолетов «Колибри» при любых погодных условиях. Особенности пожеланий заказчиков будут учитываться в каждом конкретном случае.

Основная колесная форма прицепа-ангара — двухосная, что позволит легко перекатывать его 1-2 людьми и обеспечивает плавность хода за любой машиной. Сцепное устройство под шар диаметром 50 мм. В прицепе возможна установка верстака, обогрева и электричества при светопроницаемой днем крыше. Внутреннее пространство прицепа зависит от типа самолета. Длина прицепа от 4 до 8 метров, ширина — 2-2,5 м.

Самолеты серии «Колибри» — обладатели медалей и дипломов многих выставок:
1982 год- Серебряная медаль Центральной выставки НТТМ, ВДНХ, г. Москва.
1989 год — лучший летательный аппарат Авиасалона СЛА, г. Рига.
1993 год — дипломант Авиасалона Санкт- Петербург — Гатчина.
2003 год — дипломант 6 Международного авиационно-космического салона МАКС, г. Жуковский.
2004 год — Золотая медаль и дипломМосковского Международного салона промышленной собственности «АРХИМЕД-2004».
2005 год — самолет приглашен участвовать в крупнейшем салоне ULA в Европе — AERO -2005, ФРГ.

ЛТХ:

Модификация: Колибри
Размах крыла, м: 7,00
Длина, м: 5,50
Высота, м: 2,10
Площадь крыла, м2: 10.00
Масса, кг
-пустого: 408
-максимальная взлетная: 600
Тип двигателя: 1 х ПД Rotax -912ULS
-мощность, л.с.: 1 х 100
Максимальная скорость, км/ч: 250
Крейсерская скорость, км/ч: 240
Практическая дальность, км: 800
Максимальная скороподъемность, м/мин: 360
Практический потолок, м: —
Макс. эксплуатационная перегрузка: 6
Экипаж, чел: 2
Полезная нагрузка: один пассажир.

1.Легкий самолёт Колибри Т-2 на МАКС-2003.

Легкий самолёт «Колибри» Т-2 на МАКС-2003.

1.Легкий самолет Колибри.

Легкий самолет «Колибри».

2.Легкий самолет Колибри.

Легкий самолет «Колибри».

3.Легкий самолет Колибри.

Легкий самолет «Колибри».

4.Легкий самолет Колибри.

Легкий самолет «Колибри».

7.Колибри в варианте моноплана.

«Колибри» в варианте моноплана.

8.Самолет Колибри (моноплан) на выставке НТТМ-82 в Москве.

Самолет «Колибри» (моноплан) на выставке НТТМ-82 в Москве.

5.Колибри-II.

«Колибри-II».

6.Колибри-II.

«Колибри-II».

9.Приборная панель Колибри.

Приборная панель «Колибри».

.

.

Список источников:
Сайт компании «Ариез-Авиа». Самолеты серии «Колибри» (Aries-avia.ru).
Крылья Родины. Легкий самолет «Колибри».