Легкий самолет РБ-17.

Разработчик: Бекшта
Страна: СССР
Первый полет: 1974 г.0.РБ-17.

Аэродинамическая схема «утка» с давних пор привлекает внимание конструкторов самолетов возможностью использовать несущие свойства горизонтального оперения — переднего крыла — для существенного улучшения летных характеристик. Поэтому разработкой «уток» занимались и занимаются профессиональные конструкторы и любители во многих странах. В частности, в СССР — литовский конструктор планеров Ромуальдас Бекшта. В 1947 году Р.Бекшта спроектировал по схеме «утка» самолет РБ-4. Модель этой машины в масштабе 1:5 успешно летала, но натуральный самолет построить тогда не удалось. Та же история произошла и с полноразмерным планером — «уткой» РБ-7, оригинальность которого заключалась в том, что он имел стреловидное крыло с большой V-образностью. У планера отсутствовало вертикальное оперение, а горизонтальное — переднее крыло — устанавливалось на пилоне и подвешивалось на кардане. Управление машиной по тангажу и курсу обеспечивалось отклонением переднего крыла. Летала оснащенная автопилотом модель РБ-7.

В 1974 году Р.Бекшта построил РБ-15 в натуральную величину. Переднее крыло этого самолета выполнено цельноповоротным для обеспечения управления по тангажу. На концах прямого крыла были установлены кили-шайбы. Конструкция основного и переднего однолонжеронных крыльев — деревянная, обшивка — полотняная. Фюзеляж РБ-15 — ферменный, из стальных труб, обшитый деревом и полотном. На самолете устанавливался двухтактный двухцилиндровый двигатель конструкции Б.Белошапкина. Его мощность — 25 л.с. при 3500 об/мин.

После первого полета Р.Бекшта заменил велосипедное шасси планерного типа на обычное трехколесное с самоориентирующейся передней стойкой. Вместо килей-шайб в хвостовой части фюзеляжа установил один киль. После этих изменений воздушный винт оказался в «щели» между килем и рулем направления. Так родился практически новый самолет довольно оригинальной схемы. На этом варианте машины, получившей название РБ-17, в начале 80-х годов было выполнено несколько успешных коротких полетов. Они показали, что самолет обладает хорошей устойчивостью и управляемостью. Скорость РБ-17 — до 110 км/ч, посадочная — 60 км/ч. Общая несущая площадь крыльев — 10,5 м2 (2 и 8,5 м2), полетный вес — 320 кг, вес пустого — 205 кг. РБ-17, как один из немногих самолетов, построенных в нашей стране по такой схеме, хранится в музее спортивной авиации Литвы в городе Каунасе. Стоит отметить, что в настоящее время большинство зарубежных легкомоторных самолетов проектируется и строится именно по аэродинамической схеме «утка».

ЛТХ:

Модификация: РБ-17
Размах крыла, м: 8,05
Длина самолета, м: 5,00
Высота самолета, м:-
Площадь крыла, м2: 10,50
Масса, кг
-пустого самолета: 205
-максимальная взлетная: 320
Тип двигателя: 1 х ПД «Белошапкина»
-мощность, л.с.: 1 х 25
Максимальная скорость, км/ч: 110
Крейсерская скорость, км/ч: 100
Практическая дальность, км:-
Макс. скороподъемность, м/мин:-
Практический потолок, м:-
Экипаж, чел: 1.

1.Легкий самолет РБ-17.

Легкий самолет РБ-17.

Винтомоторная группа самолета РБ-17.

3.РБ-17. Чертеж

РБ-17. Чертеж.

2.РБ-17. Схема

РБ-17. Схема.

.

.

Список источников:
Крылья Родины. Вячеслав Кондратьев. РБ-17.
Сайт «Уголок неба» (airwar.ru).